В начале декабря нижняя палата парламента Франции одобрила законопроект о реализации плана городского развития «Большой Париж», о котором президент страны Николя Саркози сообщил весной 2009 года. Теперь документ должен быть окончательно утвержден в Сенате в феврале. В планах Саркози — строительство мегаполиса XXI века, единого, динамичного, большого Парижа. Начать предполагается с инфраструктуры, которая должна будет сыграть решающую роль в объединении города. Критики, однако, сомневаются, что этого будет достаточно.

Проект Большого Парижа преимущественно касается транспорта. Предполагается к 2017 году построить вокруг Парижа 130-километровую систему суперметро на 40 станций, объединяющую город и предместья. Стоимость программы оценивается в 21 млрд евро (32 млрд долларов). Каждая станция с прилежащим к ней районом, застроенным корпорацией Greater Paris, станет экономическим узлом. Кристиан Блан (Christian Blanc), бывший руководитель Air France, а сегодня — министр, ответственный за реализацию проекта, будет решать задачу по воплощению мечты Саркози о создании первого «посткиотского» мегаполиса, комментирует The Times.

Строго говоря, как территория в пределах кольцевой автодороги, сегодня Париж — маленький город, в котором живут всего 2 млн человек. Площадь его в восемь раз меньше, по сравнению с площадью Берлина, пишет The Economist. Но за кольцом до окраин пригородов население в совокупности достигает 10 млн человек. Многие из них ездят на работу в Париж, но при этом живут за пределами контроля парижского мэра и полиции. В пригородах свои муниципальные структуры, и координации между ними практически нет. «Большой Париж перестанет быть агломерацией и станет настоящим городом в тот день, когда мы не будем больше говорить о пригородах», — заявил он.

Инфраструктурный проект призван сыграть объединяющую роль не только с транспортной точки зрения. Президент Франции Николя Саркози, представляя концепцию Большого Парижа весной 2009 года, говорил о создании города XXI века, который сможет поспорить с Лондоном, Нью-Йорком, Токио или Шанхаем. «Париж станет настоящим мегаполисом, где будет разрушен принцип пригородов, этаких «спальных районов», — транслировал заявление Саркози телеканал Euronews. — И тогда место жительства, ваш адрес не будет больше фактором социальной дискриминации. Большой Париж станет действительно большим, прекрасным и справедливым».

«Экономический кризис можно победить только грандиозными проектами, — цитировала тогда британская The Independent слова Саркози. — Не может быть более грандиозного проекта, чем создание Большого Парижа».

В речи, посвященной планам развития города, Саркози говорил о создании миллиона рабочих мест в течение 20 лет и строительстве 70 тыс единиц жилья в год в столице и пригородах. Он также высказал идею о лесопосадке около аэропорта Шарля де Голля, чтобы зеленые насаждения поглощали выбросы углекислого газа.

Речь шла и о необходимости открытия новых памятников наряду с Эйфелевой башней и Триумфальной Аркой за пределами нынешних границ города — это важно для создания образа единого, динамичного большого Парижа XXI века, пишет The Independent.

Саркози привлек десять команд архитекторов для разработки образа мегаполиса и принял на вооружение идеи города красоты и счастья, которые определяют развитие экогорода, создаваемого архитекторами и художниками не в меньшей степени, чем инженерами.

Правительство говорит, что транспортный проект — лишь первый шаг. Далее может последовать пересмотр границ города, хотя это будет политически «взрывоопасно», пишет The Economist. Никто не рассчитывает на единого мэра и единую полицейскую структуру для Большого Парижа. Но суперметро должно укрепить периферию города.

Финансовый район Дефанс на западе, где сейчас строится 50-этажный небоскреб Tour First, будет напрямую связан с аэропортами. Tour First откроется в 2011 году и станет самым высоким зданием во Франции. Арендные ставки в Дефанс, крупнейшем деловом районе Европы, где офисных площадей больше на 150% по сравнению с лондонским Кэнари Уорф, в условиях рецессии держались устойчиво. Процент незанятых площадей в третьем квартале 2009 года, согласно данным консультантов по недвижимости компании LaSalle, составляли всего 4% по сравнению с 8% в Большом Париже в целом.

На другом берегу Сены устремляющиеся в небо высотки далекого бизнес-центра теряются на фоне многоэтажек Аржантёя. Здесь разговоры о Большом Париже кажутся чем-то потусторонним. Более трети местного населения пользуется социальным жильем. Более 40% мужчин до 25 лет не работают, описывает ситуацию The Economist.

«Суперметро не решит проблему социальной разобщенности, опасается мэр Филипп Дусэ (Philippe Doucet).

Критики сомневаются, что без разрушения административных границ между городом и предместьями можно de facto прийти в итоге к Большому Парижу.

Несмотря на различные варианты координации, трудно понять, как идея Большого Парижа может играть какую-то значимую роль, если она не предусматривает единого органа власти. Слишком много перекрывающихся уровней местного самоуправления и конкуренции в политике. «Кольцевая дорога — это психологический барьер, поскольку между Парижем и пригородами по-прежнему остается настоящий разрыв», - говорит мэр Аржантёя.