В Симоновском суде Москвы 12 сентября начнется процесс по иску МВД, которое просит установить административный надзор над оппозиционером Сергеем Удальцовым. Фактически полиция требует запретить ему участвовать в политической деятельности страны сроком на пять лет. Защита расценила это как желание парализовать политика «класса А».

На предварительное слушание 10 сентября Удальцова доставили из спецприемника № 2, расположенного в микрорайоне Мневники. Там он отбывает 30 суток административного ареста за агитацию перед митингом против пенсионной реформы. Объявивший голодовку координатор движения «Левый фронт» выглядел осунувшимся.

«Как вы себя чувствуете, как сидится?» — спросил его корреспондент Business FM. «Чувствую себя слабо, но держусь», — ответил Удальцов. «Держись, Сережа, держись, ты наш герой!» — подбодрила его какая-то женщина из числа сторонниц.

Вскоре выяснилось, что доставка арестованного, которому осталось сидеть всего три дня, была напрасной: полиция уведомила о своем иске лишь его жену Анастасию Удальцову, но не адвокатов. Последние просто не успели подготовиться к процессу, и заседание отложили.

Почти подписка, но хуже

Однако стало известно, что именно просит в административном иске МВД. Оказалось, что начальник ОМВД по району Нагатинский Затон полковник Петр Попов требует немало. Над Удальцовым, живущим на подведомственной ему территории, он просил установить надзор на пять лет — до погашения его судимости, то есть до 8 августа 2023 года. Он подразумевает такие ограничения, как явка четыре раза в месяц в отдел полиции по месту жительства для регистрации, запрет на посещение мест «массовых и иных мероприятий» и участие в них, невозможность выезда за пределы столицы без разрешения полиции, а также покидать квартиру с десяти часов вечера до шести утра. Стоит отметить, что все эти ограничения очень напоминают такую меру пресечения, как подписку о невыезде.

Иск МВД защитники оппозиционера Виолетта Волкова и Дмитрий Аграновский расценили как попытку «ограничить или даже запретить политическую деятельность» политика. «Всем прекрасно известно, кто он такой и чем занимается. Поэтому введение административного надзора можно расценивать как дополнительное наказание по его уголовному делу, которое не было назначено ему Мосгорсудом при вынесении приговора по «болотному делу», — подчеркнула Виолетта Волкова.

Срок за «болотное дело»

24 июля 2014 года Мосгорсуд признал координатора движения «Левый фронт» Сергея Удальцова и помощника депутата Госдумы Леонида Развозжаева виновными в организации массовых беспорядков 6 мая 2012 года на Болотной площади и в подготовке аналогичных беспорядков в российских регионах (ч. 1 ст. 212, ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 212 УК РФ) на деньги грузинского политика, бывшего главы комитета по обороне и безопасности парламента Грузии Гиви Таргамадзе. Тогда согласованное с властями шествие оппозиции по центру города, названное «Маршем миллионов», переросло в столкновения участников митинга с бойцами ОМОН, протестующие бросали файеры и переворачивали биотуалеты, чтобы построить баррикады.

Как установил суд, Удальцов, в частности, выкрикивал антиправительственные лозунги, призывал людей «идти на Кремль» и «очистить» его «от самозванцев». Развозжаев же возглавил колонну анархистов, организовал прорыв полицейского оцепления и установку палаточного городка за пределами согласованной территории. В тот день стражи порядка задержали более 400 человек, более 30 человек стали фигурантами уголовных дел. Удальцов и Развозжаев получили по 4,5 года колонии, которые уже отсидели.

Выйдя из колонии, они продолжили оппозиционную деятельности. В частности, Удальцов принял участие в митинге на проспекте Академика Сахарова, который прошел 28 июля 2018 года, против пенсионной реформы. Акция была согласована с властями. Однако полиция сочла, что Удальцов якобы начал ее раньше времени и «жег портреты представителей власти». Сам оппозиционер утверждает, что не делал этого. Тем не менее 14 августа Симоновский суд назначил ему 30 суток административного ареста. До этого МВД пыталось взыскать с Удальцова и Развозжаева 44 тысячи рублей за потерянные шесть лет назад дубинки и радиостанции во время «Марша миллионов». 2 августа 2018 года полиция потерпела в суде фиаско.

Опасный прецедент

Второй адвокат оппозиционера Дмитрий Аграновский считает, что на примере Удальцова власти хотят создать опасный прецедент. «До этого меры подобного рода ни разу не применялись ни к одному политику в России — ни оппозиционному, ни прокремлевскому, даже в отношении Навального ничего подобного не применялось, хотя все видели, что 9 сентября происходило в Москве, — сказал он. — Это первый случай, когда известному политику класса А хотят полностью запретить политическую деятельность под угрозой попадания в тюрьму. Для России это выход на некое новое качество репрессий».

По словам адвоката, если суд применит к Удальцову административный надзор, а тот не будет выполнять его условия, дело может принять более серьезный оборот и перейти в уголовную плоскость. В этом случае политику грозят штрафы, а если его признают злостным нарушителем, то не исключено и возбуждение уголовного дела. «То есть человек может снова попасть в колонию», — резюмировал юрист.

Аграновский считает решение суда в пользу МВД опасным. «Если это пройдет с Удальцовым, то дальше это пройдет и с другими людьми», — полагает он. Адвокат не исключил, что закон «Об административном надзоре» в дальнейшем будет обжалован в Конституционном суде, ведь по нему человек может получить дополнительное наказание, не предусмотренное Уголовным кодексом.

Ожидается, что 12 сентября суд проверит готовность сторон к процессу и назначит дату рассмотрения дела по существу.