Все ждали, что первым в российский офшор придет «Русал» — санкции и прочее. И вдруг — кипрская компания «Финвижн Холдингс». Через нее российский бизнесмен Артем Аветисян владеет третью банка «Восточный». Неожиданно? Если присмотреться, совсем нет. На это есть целых шесть причин.

Первая: и название банка, и его значение для Дальнего Востока — уже повод, чтобы один из акционеров переехал на остров Русский. Вторая: Артем Аветисян не только предприниматель — он еще и один из руководителей Агентства стратегических инициатив, директор направления «Новый бизнес». В общем, сам бог велел.

Но это, скорее две формальные причины — в отличие от третьей. Когда создавали внутренние офшоры, многие воспринимали это со здоровым скепсисом: кому они нужны, когда есть настоящие тихие гавани с англосаксонским правом? Нужны, и еще как!

Ситуация: офшор создан и готов к приему компаний. И вот в дни Восточного экономического форума, когда там присутствует Владимир Путин, объявляется первый резидент. Аветисян, как писал Forbes, и раньше имел доступ в высокие кабинеты. Но важность переезда переоценить нельзя, говорит директор центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин:

Павел Салин директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ «Скорее всего, когда власть бросила неформальный клич бизнесу о регистрации в новых российских офшорах, туда стояла очередь. Если ты зарегистрировался первым в одном из двух офшоров, да еще фактически одновременно с проходящим там Восточным экономическим форумом, который является личным проектом первого лица, сто процентов, что ты попадешь в сферу его внимания и можешь рассчитывать на определенные дивиденды».

Четвертая важнейшая причина. Между акционерами банка «Восточный» разгорелся крупный корпоративный конфликт. Как писал «Коммерсантъ», после проверки ЦБ банку потребовалась докапитализация на 5 млрд рублей. Якобы Аветисян готов вложить эти деньги, но у него их нет.

Другой основной акционер «Восточного» — фонд Baring Vostok, которому принадлежит больше половины банка. Он бы мог вложить эти деньги, но не хочет. По сути, совладельцы банка сейчас борются за контроль, с чем связана постоянная смена руководства «Восточного». Вполне вероятно, что скоро дело дойдет до суда. Возможно, в том числе и для этого компания Аветисяна переехала из солнечного Лимасола на прохладный и туманный остров Русский.

Максим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «Перевод в российскую юрисдикцию для судебных разбирательств в рамках конфликта между собственниками банка «Восточный». Конфликт между этими акционерами возник в связи с необходимостью докапитализации, но возникает закономерный вопрос, кто заплатит. Вот почему требуется перевод этого конфликта из сомнительной кипрской юрисдикции в гораздо более дружественную по отношению к Артему Аветисяну российскую юрисдикцию».

Как выяснило издание PrimaMedia, компания бизнесмена прописалась возле санатория «Белый лебедь», адрес — остров Русский, поселок Воевода, дом 20. На фотографии — заброшенное четырехэтажное здание без стекол в окнах. Но кто знает, вдруг юрлицу обитать там куда комфортнее, чем на Кипре.

И это пятая причина. Отмотаем события назад. Десять лет назад кипрский Bank of Cyprus купил российский банк «Юниаструм» почти за полмиллиарда евро. Что такого примечательного было в этом банке, трудно сказать. Но еще через несколько лет Bank of Cyprus продал «Юниаструм» как раз Артему Аветисяну всего за 7 млн евро, то есть в 64 раза дешевле, чем покупал. А в прошлом году «Юниаструм» присоединился к «Восточному».

Как известно, на Кипре сейчас очень настороженно относятся к россиянам, а память у местных банкиров, как, впрочем, у любых банкиров, хорошая. Так что, возможно, переезд на Дальний Восток вполне своевременный, тем более — шестая причина — российские власти собрались активно развивать регион, туда вкладывают огромные средства. Заодно резиденты острова Русский получат разные льготы. Этот чисто экономический фактор можно назвать седьмой причиной, но, по сравнению с остальным, с натяжкой.