Обновлено 22:41

Минэнерго, ФАС, нефтяные компании и независимые НПЗ согласовали меры по стабилизации ситуации на топливном рынке, сообщил вице-премьер Дмитрий Козак. Цены будут зафиксированы на уровне июня до конца этого года, а в 2019-м должны расти не выше инфляции. Соглашение вступает в силу с 1 ноября и будет действовать до 31 марта.

На самом деле особого кризиса на топливном рынке нет, по крайней мере у производителей и продавцов нефти и бензина. Углеводороды стоят дорого, рубль слабый — идеальные условия для экспорта нефти и нефтепродуктов. И все, кто этим занимается, уже получили сверхприбыли: одни только нефтяные компании, по данным СМИ, полтора триллиона рублей.

Но власти еще летом обязали их сдерживать внутренние цены на своих заправках, а нефтяным компаниям принадлежит 40% российских АЗС. Поэтому, с одной стороны, они получают сверхдоходы, а с другой, недополучают прибыль внутри страны.

Последнее нефтяникам не нравится, как и то, что их сдерживать цены обязали, а независимые АЗС — нет. У них другая проблема: они жалуются, что компании продают топливо своим заправкам по одной цене, а чужим — по другой. Кстати, правительство уже попросило нефтяников этого не делать, к крайнему неудовольствию, например, «Роснефти».

Михаил Леонтьев пресс-секретарь и вице-президент «Роснефти» «Регулятор требует, например, от нефтяных компаний повысить маржинальность независимых сетей. Такая, я бы сказал, очень странная оптимизация. А почему мы должны ее повышать? Второй момент — это просто использование различных серых схем, притом что независимые компании в принципе ни за что не отвечают. Они не отвечают ни за качество, ни за объемы, ни за стабильность поставок. Они не платят акциз, например. Они бодяжат топливо иногда, бывает такое».

Главная проблема, которую, по всей видимости, и не могут решить, — кто и сколько сможет экспортировать. Дефицит и рост цен на внутреннем рынке возник по нескольким причинам, но одна из главных — те самые идеальные условия для экспорта. Вместо того чтобы продавать топливо на внутреннем рынке, его вывозят за рубеж. Та же «Роснефть» предлагает обязать всех производителей нефти отправлять определенный объем на перегонку и поставлять полученный бензин только на внутреннем рынке.

В этом есть логика: компания явно стремится к тому, чтобы все участники рынка были в одинаковых условиях. «Роснефти» принадлежит крупнейшая сеть АЗС, и значительную долю внутреннего рынка бензина обеспечивает она. А другие участники много бензина вывозят, тем более что сейчас экспортировать топливо имеют право все. И если нефтяники понизят оптовые цены, как просят независимые заправки, то этот бензин просто вывезут из страны.

Кстати, АЗС ответили «Роснефти». Мы удивлены, но хотим сотрудничать, заявил Business FM президент Независимого топливного союза Павел Баженов:

Павел Баженов президент Независимого топливного союза «Мы точно не настроены на какую-либо конфронтацию с «Роснефтью», мы, наоборот, видим в «Роснефти» ключевого союзника, потому что сегодня все, кто работает так или иначе на топливном рынке, находятся в одной лодке, в одной ситуации. Весь бизнес сегодня вынужден работать просто в катастрофических условиях. Со стороны регуляторов только угрозы и какие-то палочные предложения: мы заставим, мы обяжем. А рынку нужна системная реформа».

Власти реформу предложили: это экспортные лицензии, которые будут выдавать только нефтеперерабатывающим заводам. Причем правительство не собирается ограничивать экспорт. Взамен оно лишь требует, чтобы НПЗ поставляли определенный объем бензина и дизеля на внутренний рынок. И снова вопрос: сколько? Экспортировать хотят все, а терять на внутреннем рынке доходы — никто. Поэтому даже на такое компромиссное предложение нефтяники не могли согласиться.

Тогда власти пообещали применить дубинку — ввести заградительную экспортную пошлину, чтобы вывозить топливо из страны было неповадно. Эта мера временная, ничего хорошего в ней нет. Экспортную пошлину снижали и собираются обнулить, чтобы стимулировать разработку сложных месторождений и нефтепереработку. Когда пошлина низкая и одинаковая для всех, то проще добыть нефть и отправить ее за рубеж, не вкладывая деньги в технологии и модернизацию. Тем более что, как показал прошлый опыт с заградительной пошлиной, нефтяники не стали экспортировать меньше бензина: даже при торговом барьере это все равно выгодно. Поэтому единственный выход — договариваться. А делать это сложно — у всех свои принципы и интересы.