За слова "новогодний", "рождественский" и "отпускной", возможно, придется платить. Банк "Восточный экспресс" запатентовал эти названия. По данным "Коммерсанта", для других банков их упоминание будет стоить 300 тысяч рублей в год.
Об этом коллег предупредил сам обладатель патента.
Тему продолжит журналист Бизнес ФМ Ольга Бояринцева.


"Восточный экспресс" разослал сотне крупнейших банков уведомление о том, что использование столь популярных для банковских продуктов слов - "новогодний", "рождественский" и "отпускной" - возможно только на условиях лицензионного договора. Получить подтверждение об этом у самого владельца товарных знаков не удалось. Оператор "Восточного экспресса" выразилась лаконично:


"По данной теме мы не даем комментарии. Пресс-служба сейчас не работает".


"Восточный экспресс" зарегистрирован в Благовещенске, имеет широкую филиальную сеть по всей стране. БФМ связалась с московскими офисами банков из топ-100, которых якобы должны были предупредить о плате за использование эпитетов. Среди них - Зенит, МДМ-банк, Москоммерцбанк, Промсвязьбанк. Ни один подобного уведомления не получал.
Эксперты признают, с точки зрения закона "Восточный экспресс" ничего не нарушил, т.к. "новогодний", "рождественский" и "отпускной" не являются общеупотребительными терминами для данной сферы. Говорит патентный поверенный Александр Осокин:


"Здесь банк воспользовался тем, что формально, по классу финансовых услуг данные слова не являются общеупотребительными. Они же не регистрировали вклад там кредитный, дебетовый, или ещё какой-то финансовый термин именно. Вот финансовый термин для финансовых услуг являются общеупотребительными, а остальные нет".


Другое дело, подчеркивает эксперт, "Восточный экспресс" приватизировал слова, привязанные ко времени года или событию, что давно вошло в сознание потребителей как названия банковских продуктов. 300 тысяч в год вряд ли кто-то захочет платить. Что могут предпринять банки, если счет будет выставлен, объяснил ген.директор юридического бюро "Знак Защиты" Роман Захаров:


"Вариант либо поменять название своих услуг, либо оспаривать эти регистрации либо в палате по патентным спорам, либо, если какие-то эти действия с регистрацией этого знака связаны с недобросовестной конкуренцией, то это антимонопольная служба, либо суд по выбору".


Ограничений, что можно использовать в качестве названия, а что нет, - масса. Под запретом нецензурные слова, нельзя также брать названия государств. Поэтому по собственному желанию компанию или товар назвать Зимбабве, Чили или Россия не получится. Но все помнят про одноименную шоколадную фабрику. В этом случае добро было получено от правительственных структур.