Рестораторы зафиксировали смену отношения россиян к заведениям общественного питания, пишет «Российская газета». На смену модным пиццериям и бургерным приходит формат меню советской столовой («первое, второе, третье и компот»).

Эксперты отмечают, что отечественный ресторанный рынок в ближайшие два-три года может серьезно сократиться: половина новых заведений закрываются в течение года с момента открытия.

Причина не столько в ностальгии, сколько в том, что россияне стали воспринимать рестораны как место для еды, а не для отдыха. Формат «советской столовой» привлекает также иностранцев, говорит заместитель директора столовой № 57 в ГУМ Борис Солдатов:

Борис Солдатов заместитель директора столовой № 57 в ГУМ «Магнитом является Красная площадь и ГУМ. К нам, естественно, приходят, мы угадали с форматом, 80% посетителей в праздники — гости столицы. Привлекает недорогой формат, люди сейчас не готовы платить как в 90-е годы по 3 тысячи рублей за чек. Можно прийти к нам в столовую, за 600 рублей взять обед или ужин с алкогольными напитками. Зачем переплачивать? Формат самообслуживания, конечно, набирает обороты».

Возрастающий интерес к забытому меню объяснил также президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров:

Игорь Бухаров президент Федерации Рестораторов и Отельеров России «Что такое столовая? Это наш традиционный формат, мы не можем обойтись одним бургером, нам необходимо первое, второе, третье и компот. Это было заложено в школе, семье, пионерских лагерях. Сегодня в связи с падением покупательной способности рестораны делают такие предложения. Формат, конечно, меняется: есть столовые самообслуживания, когда вы берете поднос и встаете в очередь. На Западе все называется ресторанами, это мы привыкли делить с советского периода. Если взять конец 80-х годов, то ресторанов и кафе в Москве было всего лишь 500, остальное подавляющее большинство занимали столовые. Там не было никакого антуража. Предложение по столовым достаточно демократичное, дает возможность выбрать определенный ассортимент, поддерживать который достаточно сложно. Это так кажется, что столовая сама по себе вроде бы проще, чем ресторан. Нет, не проще, самое сложное — продать очень дорогие и очень дешевые блюда».

Еще один необходимый и новый для российского рынка формат — фудмаркеты. Еда здесь доступна по цене, меню разнообразно, нередки тематические вечера и фестивали. Не хватает потребителям и кондитерских.