Санкции подрезали крылья российскому МС-21?
Якобы из-за ограничительных мер со стороны Соединенных Штатов прекратились поставки материалов, которые шли из Америки и Японии
Читать на полной версииРазработчики российского пассажирского лайнера МС-21 столкнулись с серьезной проблемой: из-за санкций США прекращены поставки материалов для композитного крыла из Америки и Японии. Об этом «Коммерсанту» рассказали источники в авиастроительной отрасли. По словам одного из них, «оставшийся запас композитов рассчитан на шесть самолетов».
Серийный выпуск МС-21 должен начаться в 2020 году. Это уже на три года позже первоначально запланированной даты. Если же создавать производство композитных аналогов в России, то лайнер выйдет в серию еще лет на пять позже.
В то же время решение отказаться от композитного крыла в пользу металлического вообще не имеет смысла, говорит авиационный эксперт, кандидат технических наук, экс-конструктор Опытно-конструкторского бюро Сухого Вадим Лукашевич:
Вадим Лукашевич авиационный эксперт, кандидат технических наук, экс-конструктор Опытно-конструкторского бюро Сухого «Сейчас гражданская авиация вышла на широкое использование композита. Самолет, который композиты сейчас не использует в своей конструкции, проигрывает на старте за счет издержек, за счет веса, за счет эффективности, топливной экономичности и так далее. Можно привести пример Boeing 787 Dreamliner, там полностью композиционное крыло. Буквально недели две назад прошла информация о том, что Китай собрал первый раз носовую часть фюзеляжа из композита. У Китая сейчас ситуация с композитами лучше, чем в России. Мы можем попробовать завязаться с Китаем в этом плане — как замена Америке и Японии, но любая конструкция в проектировании уже закладывается на определенные материалы. Соответственно, если сейчас мы меняем материалы, при этом мы меняем материал как по его свойствам, так и по технологии, по производителю, то это в самом деле сложная задача, это очень чревато. А отказ от композита в таком проекте — его смерть. Создавать свои композиты... Ну, конечно, если сейчас мы навалимся, то пять-шесть лет — это, может быть, вполне реальный срок. Но здесь проблема в другом: хороша ложка к обеду. Если этот самолет перспективный, эффективный сейчас, то через семь-восемь лет сегодняшний уровень уже будет устаревший».
Но аналитик, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров говорит, что паниковать не стоит:
Осенью прошлого года Счетная палата оценила затраты на проект МС-21 в 438 млрд рублей. Ранее сообщалось, что портфель заказов лайнера составляет 279 самолетов. Из них на 185 заключены твердые контракты, по которым получен аванс.