Импортеры начали поднимать цены на алкоголь с начала 2019 года в связи с увеличением НДС, ослаблением рубля и введением помарочного учета. Кроме того, среди причин увеличение транспортных издержек в Европе и России из-за роста цен на топливо.

Как пишет «Коммерсантъ», компании Simple, Beluga Group, Roust и «Ладога» повысили стоимость своей продукции (в некоторых случаях до 20%).

Цены повышают и сами иностранные производители вин, говорит гендиректор группы компаний Simple Максим Каширин:

Максим Каширин генеральный директор группы компаний Simple «Если мы говорим о массовых винах, здесь ценообразование гораздо более экономическое. Реальные издержки, маржа производителей и цены меняются меньше, потому что объем производства большой. На такие вина подорожание очень небольшое, связанное именно с изменениями НДС и марочного учета, который очень сильно влияет на стоимость. Мы сами еще не до конца понимаем, потому что он только-только начинает реально работать, насколько замедлятся обороты, насколько заметны будут дополнительные издержки. Все это сложилось в один пучок, с 1 января нового года пришлось реагировать. Есть винные производители, у которых ценообразование строится от узнаваемости и востребованности вина в мире. Винодел назначает цену, исходя из своего понимания, где и как он будет продавать вино. Сегодня рынок достаточно живой, у многих виноделов не просто нет проблем с продажами, а спрос больше, чем их предложение. Винодел говорит: извините, я повышаю цены на 20-25%, потому что у меня спрос вдвое превышает мои возможности».

Значительное повышение цен на алкоголь заметили и участники ресторанного бизнеса. При этом очевидно, что покупательская способность клиентов ресторанов заметно снизилась. Дорогой алкоголь заказывать стали реже, говорит член Российской ассоциации сомелье, руководитель проекта Wine Butik Светлана Фомичева:

— Повышение состоялось у большинства компаний. Как правило, это связано с ростом НДС на 2%, в дальнейшем рост происходит из-за ослабления рубля. Ежегодно к 1 января мы получаем такой «праздник» от всех импортеров. Повышение цен в этом году составило 20%. Поскольку ориентирование идет на колебание курсов по отношению к рублю, то, если рубль будет стабилен, цены, надеюсь, останутся такими же. Повышение стоимости несколько раз в течение года мы наблюдали только в 2014 году. Надеюсь, в этом году такого не произойдет, плановое повышение ожидаем теперь не ранее сентября — октября.

— Есть ли ожидания по спросу покупателя?

— Предновогодние продажи уже показали, что покупательская способность несколько уменьшилась. Количество бутылок не снижается, но ценовая политика ведется на понижение чека, покупают более дешевую продукцию. В ближайший год я не вижу тенденций в сторону увеличения покупательской способности.

Тенденция смещения спроса от дорогих к более дешевым алкогольным напиткам сохранится в течение года, хотя это не помешает рынку расти. О том, как изменится спрос, рассказал независимый алкогольный эксперт Андрей Ткемаладзе:

Андрей Ткемаладзе независимый алкогольный эксперт «Понятно, что в условиях, когда дорожает все, люди в первую очередь будут экономить на праздничных частях бюджета, на алкоголе. Все, что завозится в Россию по импорту, подорожало. В меньшей степени это коснется элитного алкоголя: там платежеспособный спрос как был, так и останется. Этот сегмент настолько узок, что не очень понятно, есть ли смысл его учитывать. Что касается сегмента качественной розницы, наверное, как-то скажется, но, думаю, рынок не сильно изменится. В прошлом году он вырос на 10%, в этом, может быть, останется в равновесии или вырастет на 5%. Общество в последние годы сильно поддавливает импортные вина снизу, большинство вин защищенного географического наименования зачастую дороже вин Франции или Италии».

На фоне подорожания импортного алкоголя отечественный продукт выглядит более выгодным. Российские производители повысили цены лишь в пределах инфляции. Участники рынка не исключают, что это позитивно скажется на продажах отечественного алкоголя.