Обновлено в 19:50

Австралийское бюро статистики опубликовало рейтинг профессий, в которых разрыв в зарплате у женщин и мужчин самый большой. Первой в списке стала сфера здравоохранения: женщинам-медикам платят на 25% меньше, чем мужчинам. Почти такой же разрыв в строительстве и недвижимости.

В области финансов мужчины тоже впереди и получают на 21% больше, в информационных технологиях — на 19%. А в образовании разрыв в зарплате составляет 14%.

Можно ли этот рейтинг примерить и на российскую действительность? Медики на первом месте точно не окажутся, говорит участковый врач-терапевт, председатель Московской организации профсоюза «Действие» Анна Землянухина:

Анна Землянухина участковый врач-терапевт, председатель Московской организации профсоюза «Действие» «По крайней мере я с этим не сталкивалась. Что в государственном учреждении, что в платном зарплата зависит от должности. Если я работаю врачом общей практики и вместе со мной работает врач общей практики мужчина, у нас зарплаты примерно одинаковы. На 20% она точно не отличается. Она отличается в зависимости от того, кто сколько часов вырабатывает. Если мы с ним работаем одинаковое количество часов, то мы получаем одинаковую зарплату. Не слышала, чтобы была такая гендерная разница. Может быть, в хирургии как-то отличается зарплата. Но там, скорее, даже не зарплата: там, может быть, сложнее попасть на определенные должности».

Большинство медработников в России — женщины. Видимо, поэтому гендерный разрыв по зарплате не заметен. Мужчины считают сферу медицины не слишком доходной.

Примерно такая же ситуация в российском образовании, но тут мужчин ценят, очевидно, больше, отмечает оргсекретарь профсоюза работников образования «Учитель» Ольга Мирясова:

Ольга Мирясова оргсекретарь профсоюза работников образования «Учитель» «Результат не кажется фантастическим. Но это может быть связано с тем, что, во-первых, среди директоров больше мужчин. С другой стороны, поскольку на женщинах лежит много семейных обязанностей, они могут брать себе меньшую нагрузку. Третий фактор — мужчин ценят в школе (хотя мое личное мнение, очень субъективно говорить о том, что мужчина априори лучший учитель) и поэтому стараются всячески удержать в школе, в том числе оплачивая их работу лучше за тот же самый набор действий. Сейчас система оплаты труда в школе позволяет директору, руководителю учреждения начислять очень сильно разную зарплату разным работникам — либо в зависимости от каких-то собственных симпатий, либо от собственных представлений о том, кто более ценен или кто больший вклад вносит, поскольку значительная часть зарплаты составляет стимулирующие выплаты и они распределяются чаще всего администрацией учреждений единолично».

В информационных технологиях гендерный разрыв другого порядка: женщин-программистов просто почти нет, зато из них получаются отличные менеджеры в сфере IT, рассказывает глава компании «Крибрум» Игорь Ашманов:

Игорь Ашманов глава компании «Крибрум» «Просто женщин-программистов мало, и они почти никогда не достигают высоких позиций. Я думаю, что просто женщины не любят программировать. Почему не бывает смешанных команд по шахматам и почему женские шахматы не пересекаются с мужскими? Ни вес, ни сила, ни скорость там не имеют значения. Тем не менее нет женщин-гроссмейстеров мирового уровня, которые могли бы наравне играть с такими же мужчинами. И математиков-женщин нет. Конечно, феминистки скажут, что это свойство социальное, что женщин не готовят быть математиками. Это неправда. В большинстве матшкол на первых курсах в маткружках девочек больше, чем мальчиков. Но к пятому курсу матфака почти все девочки из математики уходят. Когда мы были в Томске на «Город IT», ведущая, желая подать пас Наталье Касперской, моей жене, сказала: все мы знаем, что женщины, конечно, кто программирует меньше, но уж если они программируют, то гораздо круче мужчин. На что ей Наталья ответила, что это чушь. Большой опыт в управлении программистскими компаниями говорит прямо противоположное: женщин-программистов почти не бывает, и программируют они хуже. Вы каких-нибудь знаменитых женщин-программистов знаете? То-то и оно».

Гендерный разрыв в зарплате — это нарушение трудового законодательства, и в крупных российских компаниях этого нет, утверждает исполнительный директор кадрового холдинга ANCOR Consumer Goods Ирина Авдонина:

Ирина Авдонина исполнительный директор кадрового холдинга ANCOR Consumer Goods «Дискриминация по полу — это такое нарушение законодательства, что ни одна уважающая себя компания ни в коем случае на это не пойдет. Вообще невозможна ситуация, при которой на одной вакансии будут работать мужчина и женщина на разных заработных платах. Есть некоторые вакансии, на которые, скорее всего, женщин не будут рассматривать. Но в России сейчас есть некоторое ограничение, например, высококвалифицированных специалистов. Если компания себе будет подбирать высококвалифицированного работника, если он найдет этого работника, он не будет смотреть, мужчина это или женщина. Есть вакансии, на которых, естественно, разумно, что будет работать, скорее всего, мужчина, например, инженер. Женщины отказываются от этой должности, потому что они понимают, что этот уровень ответственности они не могут вытянуть, поэтому они эту позицию просто не будут рассматривать. Это не значит, что работодатель их не возьмет».

Наименьшая разница в оплате труда женщин и мужчин — в сфере гостиничного бизнеса, производства, а также на государственной службе.

Ранее сервис «Работа.ру» опубликовал топ-10 самых необычных вакансий, которые работодатели предлагают соискателям в России. Первой в рейтинге оказалась позиция грумера (парикмахер и стилист для животных) с зарплатой 60-120 тысяч рублей. Второе место — кавист (консультант по элитному алкоголю) с оплатой труда 29-45 тысяч рублей. На третьей строчке — моушн-дизайнер (специалист по видеоматериалам) с зарплатой в 20 тысяч.