Обновлено в 14:47

ФАС оштрафовала Сбербанк на 105 тысяч рублей за SMS-рекламу. С жалобой в Федеральную антимонопольную службу обратился житель Челябинска. Ему приходили сообщения с предложением взять кредит, хотя ранее он от всех рассылок отказался.

В ведомстве посчитали, что банк нарушил закон о рекламе, объясняет пресс-секретарь Челябинского управления ФАС России Наталья Мартынюк:

Наталья Мартынюк пресс-секретарь Челябинского УФАС России «Гражданин обратился в Челябинское УФАС России. Он сообщил о том, что на телефонный номер, который ему принадлежит, приходили SMS-сообщения от банка, при этом он не давал предварительного согласия на получение такой информации, что противоречит требованию закона о рекламе. Кроме того, гражданин обращался в банк с требованием прекратить подобную рассылку, однако спустя несколько дней вновь получил SMS-сообщение, после чего он обратился в антимонопольную службу. Челябинское УФАС России выдало предписание банку, Сбербанк предписание исполнил, банк привлечен к административной ответственности. Сумма штрафа составила 105 тысяч рублей».

Стоит ли сейчас всем недовольным обратиться к регулятору с аналогичными жалобами, отвечает юрист Сергей Емельянов:

— У нас тут две нормы. Это норма закона о рекламе — человек просит его этой рекламой не снабжать, [банк] продолжает ее слать. И второй момент то, что по закону о связи все дополнительные услуги — только с согласия потребителя. Потребитель тут не только не согласен, он еще и просит убрать эту так называемую услугу. Поэтому я не думаю, что это какой-то прецедент, это нормальная практика. И честь и хвала ФАС, что они этим делом занялись.

— Стоит ли остальным, кого это раздражает, поступить так же?

— Я думаю, вполне. В законе о связи с некоторых времен были всякие услуги. Если человек не нажимал кнопочку «запретить», то ему эта услуга автоматом подключалась. И в связи с этим были внесены изменения, в которых было указано, что такие услуги подключения возможны только при согласии непосредственно потребителя.

— Из штрафа в 105 тысяч рублей, который выписали Сбербанку, уйдет ли какая-то часть гражданину?

— Нет, это исключительно все государству, это штраф за действия, нарушающие конкуренцию. В принципе поэтому ФАС этим занимается. И даже закон о защите прав потребителя в данном случае говорит, что изначально должно быть нарушение именно материальное, а его нет как такового в данном случае.

Рассылки от своего банка полностью законны, говорят эксперты. Клиент дает на них согласие, когда оформляет договор на получение дебетовой карты. Однако на незаконные рассылки от чужих банков жаловаться можно и нужно, говорит член коллегии адвокатов «Комаев и партнеры» Алишер Захидов:

Алишер Захидов член коллегии адвокатов «Комаев и партнеры» «На самом деле случай, который произошел в Челябинске, является хорошим, здоровым прецедентом для всех, потому что каждый из нас получает сообщения, SMS-рассылки от банка, в котором обслуживается, а подчас даже и от других банков. На получение таких рассылочных данных необходимо получить персональное согласие. Если согласия нет, считается, что речь идет о навязчивой рекламе, которая рассылается помимо воли клиента. Есть все основания требовать удаления данной рекламы, данного контента. Поскольку речь идет практически о каждом из нас, конечно, следует задуматься. Поэтому данную ситуацию расцениваю исключительно положительно, как здоровый прецедент».

По данным ФАС, в базе Сбербанка было указано, что номер телефона принадлежит не только автору жалобы, но и другому лицу. При этом в банке не нашли документов, подтверждающих, что на момент рассылки житель Челябинска был клиентом компании.