Значит, все-таки диверсия. Кто-то умышленно вбросил в трубу некачественную нефть. Наверное, этот кто-то даже не мог предположить, что его действия приведут чуть ли не к международному скандалу. Особенно с учетом того, что «Транснефть» назвала компанию, через чей терминал пошла грязная нефть. Это «Самаратранснефть-Терминал». Она входит в московскую группу компаний «Петронефть». У нее недавно сменились владельцы, а в «Самаратранснефть-Терминале» ввели процедуру наблюдения.

Когда компании грозит банкротство, с ней может происходить все что угодно. Возможно, кто-то случайно отправил грязную нефть. А, может быть действительно, специально: грязную в трубу, чистую — в другое место. Впрочем, это уже решит следствие.

Но есть и политический момент. По нефтепроводу «Дружба» в Европу пошла нефть с хлором. Дальше вопрос задает политолог Павел Салин.

Павел Салин директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ «А вот объемы этого вброса, который был осуществлен, были достаточны для того, чтобы существенно ухудшить качество поставляемой по «Дружбе» нефти и привести к его перекрытию в Белоруссии, к претензиям со стороны европейских потребителей? Это действительно было такое серьезное технологическое нарушение или все-таки здесь политика сыграла определяющую роль, и это было использовано как предлог в российско-белорусском споре, когда белорусскую сторону поддержали европейские потребители?»

Следующий вопрос: что будет дальше? Европейские страны транзит остановили. До последнего не прекращали венгры и словаки. Но, видимо, загрязненная нефть дошла и до них. Теперь, как прописано в договорах, кто-то должен возместить убытки. Точнее, тот, кто поставляет нефть, а это в данном случае «Транснефть».

Правда, убытки еще нужно посчитать. Белоруссия уже назвала цифру в 100 млн долларов. Но здесь уместно спросить, а почему не 200 или 300? Точно пока не назвали объем грязной нефти. Точно не известно, какой ущерб получил Мозырский нефтеперерабатывающий завод.

Вернее, завод заявил, что у него пострадала холодильная установка. Но, как писали «Ведомости» со ссылкой на производителя этого оборудования, оно стоит всего 3,5 млн рублей. О том, кто будет отвечать, размышляет ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

Игорь Юшков ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности «В любом случае «Транснефть» на входе в трубу это отслеживает. Но опять же там есть разные версии, что вроде как хлорорганику конкретно она не отслеживает, она отслеживает только сернистость и так далее. «Транснефть» гарантирует качество нефти при поставке на НПЗ. А «Транснефть» уже в свою очередь будет подавать иски к тому, кого обнаружит виновным в подаче такой нефти. Если эта нефть уже подавалась с хлорорганикой в систему «Транснефти», компания Токарева будет подавать иск к нефтяникам».

Одним из следующих шагов, наверное, станет претензия «Транснефти» к «Самаратранснефть-Терминал». Ведь это она приняла некачественную нефть. Но компания, как мы уже упоминали, близка к банкротству. Предъявлять претензии к тем, кто поставил ей эту нефть? Но речь идет о нескольких малых производителях. Вряд ли им по силам заплатить огромные штрафы.

Но это и ключ к тому, как вести себя с европейскими оппонентами. Что, несколько малых производителей, а может быть, всего один, сумели испортить всю нашу нефть, идущую в Европу? Впрочем, после остановки транзита это несколько напоминает манипуляции кулаками после драки.