Одно из самых ожидаемых размещений этого года — IPO Uber — не удалось
Акции компании завершили первый день торгов ниже цены размещения в 45 долларов. Говорит ли это о потенциальном недоверии инвесторов к подобному бизнесу?
Читать на полной версииКоэффициент цена/прибыль Uber при текущей цене акций в 41,5 доллара составляет 20. То есть весьма пристойно для технологической компании. При этом в октябре прошлого года организаторы IPO — Goldman Sachs и Morgan Stanley оценивали Uber почти в два раза больше — в 120 млрд долларов. Правда, сам Uber был скромнее и говорил о 100 млрд.
Откат во время торгов выглядит вполне логично, так как в первичном размещении реализовывался весь тот спрос, который был. И он включал в себя спекулятивный интерес игроков, которые хотели заработать на ажиотаже. Вот что говорит независимый аналитик Дмитрий Степанов:
Дмитрий Степанов независимый аналитик «Покупают с первоначальной целью продать уже в первые дни полноценных биржевых торгов. Но таких покупателей оказалось достаточно много, они эту цену довольно быстро провалили. А дальше, наверное, бумага либо останется на текущих уровнях или даже может продолжить падать, потому что фондовые рынки Америки довольно сильно подогреты, с одной стороны, а с другой, инвесторы сейчас вполне обратят внимание, что каких-то конкурентных преимуществ у Uber нет. Это высокие затраты».
Uber появился в Калифорнии в 2009 году, когда Трэвис Каланик и Гарретт Кэмп придумали и реализовали приложение для смартфонов, которое многим теперь прекрасно известно и у которого появилось много подражателей, таких как «Ситимобил» или «Яндекс Такси».
Однако несколько лет назад группа калифорнийских же таксистов создала на основе блокчейна приложение, которое назвало «убийцей Uber». Его принцип в том, что водитель фактически связывается с клиентом напрямую — практически без посредников и комиссий. То есть на другом технологическом уровне, нечто вроде того, как такси, которое ловится поднятием руки, а о цене договариваются. «Uber создавали компьютерщики и банкиры, а мы понимаем систему изнутри», — заявили они.
Но никакого «убийства Uber» так и не произошло. Поэтому таксистам вместе с клиентами приходится платить 20-30% комиссии за работу, которую компьютеры агрегатора делают почти бесплатно, говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
Еще летом 2015 года в инвестициях в Uber был замечен холдинг Алишера Усманова. Согласно некоторым сообщениям, тогда он вложил в проект несколько десятков миллионов долларов и только позднее решил развивать российский аналог — «Ситимобил». Предположительно, инвестиции USM производились, когда стоимость Uber оценивалась в 51 млрд долларов. Так что если акции не были проданы до сих пор, то прибыль от них хоть и не была феноменальной, но составила порядка 40%.