Добро пожаловать в праздничные дни рецессии. Полное впечатление, что мир сошел с ума. Розничные торговцы делают такие скидки, что становится непонятно, есть ли у вещей цена, а корпоративные вечеринки либо отменяют, либо проводят «с опорой на собственные силы», скинувшись на шампанское и хлопушки. Электронные открытки от друзей фильтруются как спам, тогда как послания от людей, о которых вы никогда не слышали, доходят до вас.

Экономика зависит от того, сколько тратят потребители, а вот уважение сотрудников к работодателю, напротив, практически не зависит от того, сколько средств выделит топ-менеджмент на подарки подчиненным. Потому что, с одной стороны, всегда найдутся недовольные даже самым дорогим презентом («Могли бы что-нибудь полезное за такие деньги подарить!»), а с другой — можно практически бесплатно выразить свою признательность измученным за год сотрудникам и коллегам так, что они это оценят и долго не забудут.

Вот несколько «бесплатных» идей, которые западные эксперты по корпоративному этикету считают достойными для реализации в качестве подарков в условиях секвестрированного корпоративного бюджета — и не только в Новый год, но и во все остальные праздники года.

Подарите время. Когда вы живете в насыщенном событиями ритме, иногда нужно время на передышку — и это поистине царский подарок. В праздничные дни можно перенести dead-line на более поздний срок, отменить очередное нудное совещание или объявить сокращенный рабочий день для ваших подчиненных.

Дайте личную рекомендацию или поделитесь полезными связями. Упакуйте как подарок предложение новых перспектив, повышений или знакомств. Каждый знает кого-то, кто может помочь кому-то еще.

Прервитесь на развлечения. Работать в компании с большим количеством сотрудников очень удобно. Среди них можно найти танцоров, акробатов, жонглеров и певцов — заметьте, бесплатных — и устроить отличное шоу талантов.

Осчастливьте известностью. В коридорах компании можно повесить таблички с именами сотрудников, похожие на уличные таблички. Можно также раздать всем баллончики с краской, чтобы оставлять на стенах автографы и писать пожелания. А офисные телевизоры могут показывать видеоролики с участием сотрудников компании.

Поделитесь должностью. Начальники и топ-менеджеры компании могли бы доставлять почту (конечно, раз в году, не чаще) или парковать машины рядовых сотрудников. Правда, такой подарок требует от топ-менеджмента незаурядного чувства юмора.

Оживите воспоминания. Топ-менеджмент компании может разослать всем подчиненным письмо с фотографиями и описаниями всех приятных событий, произошедших за год.

Поразите искусством. Если компания небольшая, можно пригласить одного или нескольких художников-шаржистов, чтобы они в качестве подарка нарисовали портреты сотрудников.

Отмените правила. Можно на пару дней отменить строгие и наименее необходимые корпоративные правила — например, дресс-код.

Напишите неделовые письма. Можно отправить письма супругам, родителям или детям своих сотрудников, в которых рассказать о том, какое большое значение имеют их близкие для компании.

Подарите мир — по крайней мере в офисе. Амнистируйте провинившихся сотрудников или принесите публичные извинения за некорректное поведение — и предложите «начать все с чистого листа».

Конечно, работа по-прежнему должна выполняться, клиентов нужно обслуживать, а акционеры должны быть довольны. Безработные по-прежнему нуждаются в работе, а расходы потребителей влияют на восстановление экономики. Будем надеяться, что все отрасли экономики в ближайшем будущем получат положительные прогнозы от аналитиков, а потом и прибыль.

Но подарки, за которые не всегда нужно платить, помогают наладить человеческие связи. И дело тут не в экономии средств. Признательность работодателя — хорошая мотивация для сотрудника отдавать больше сил, таланта и умений.