В Москве в 14-й раз вручили национальную премию «Культурное наследие», которая была учреждена фондом «Возрождение русской усадьбы» и присуждается за работу по возрождению исторического недвижимого наследия России. Так уж получилось, что в этом году «Хрустальную колонну» и звание номинанта премии получили в основном проекты гражданского и культового зодчества.

Храм Святой Троицы в селе Кончезеро в Карелии, уникальный Дмитровский собор XII века во Владимире, храмовый комплекс в национальном парке «Кенозерский» в Архангельской области — это с одной стороны. А с другой — город-музей Плес, дом купца Катенева в Саратове, Дом-музей переселенца в Приморье.

По словам президента фонда «Возрождение русской усадьбы» Виссариона Алявдина, каждый раз, объявляя премию, жюри поначалу думает, что и заявок маловато, и проекты все неинтересные, но подходит срок голосования, и общественные организации, волонтерские отряды и просто частные лица снова и снова приятно удивляют.

При всем разнообразии у проектов «Культурного наследия» есть принципиальное общее: все они не великие, не масштабные и не столичные. Тот редкий случай, когда Москва не рулит совсем. Более того, как сказал глава музейного комплекса «Потаенная Россия» Алексей Швецов, много лет работающий над сохранением и развитием Плеса, сегодня такие города приходится защищать одновременно и от запустения, и от слишком пристального внимания: иногда федеральные деньги и приходящие вместе с ними компании падают на город, как град, губя на своем пути все живое.

А при грамотном подходе исторические объекты можно не только восстановить, но и сделать коммерчески выгодными. К примеру, интерактивная «Палеодеревня» в Находке или мини-гостиница в казачьем курене вахмистра Пискунова в Ростовской области от отсутствия туристов не страдают.