Нет для немца хуже наказания, чем тащиться по автобану со скоростью 100 километров в час. То есть почти в три раза медленнее, чем обычно. Такие скоростные ограничения введены опять же из-за жары — дорожное полотно плавится, а вместе с ним и покрышки. Не хотите аварий — снижайте скорость. От зноя немцы спасаются если не в собственных авто, то в кафе, магазинах — где угодно, лишь бы не дома. Почему так?

Большинство населения, к примеру Мюнхена, жилье арендуют, и, по словам немцев, вносить какие-то изменения в планировку, считай, прорубать стену для кондиционера, им просто запрещает собственник. Более того, чтобы установить сплит-систему в доме, нужно получить согласие всех жильцов. Вот и получается, что люди вроде и парятся, но терпят. Рассказывает частный гид в Берлине Татьяна Михайлова:

Татьяна Михайлова гид «Кондиционеров вообще у нас здесь нет в домах. Очень жаль, невозможно. Если у вас окна выходят на две стороны, то можно какой-то сквозняк устроить. При этом люди все равно держат в квартирах закрытыми окна, потому что в квартире будет прохладней, если окна будут закрыты. Не так много дней в году таких жарких, но все идет к тому, что прошлое лето было очень жаркое, это лето жаркое. Если когда-то будет возможность устанавливать кондиционеры в квартирах, я думаю, что желающих будет на убой».

Франция. Изнывать от жары многие парижане, по сути, обречены. Муниципальный закон и вообще культурный код города запрещает устанавливать кондиционеры на фасадах зданий. Спасают бутылки минералки за один евро от уличных продавцов и многочисленные веранды с разбрызгивателями. Кондиционеры же, по статистике, есть лишь в каждой десятой парижской квартире. Рассказывает частный гид в Париже Кристина Шпиц:

Кристина Шпиц гид «Кондиционеры редко у кого бывают дома, только в отелях. Среди моих друзей никто не имеет кондиционеров. По сравнению с Италией или Испанией мы не имеем права выставлять кондиционер наружу, то есть ни в коем случае мы не должны уродовать фасады домов, даже если это фасад, выходящий во двор. Мы должны обязательно за этим следить. У кого-то есть кондиционеры, которые можно ставить как батарею. Есть такое понятие, как батарея зимой, а летом кондиционер. Но лично я этим не пользуюсь, нет».

Италия. Уровень жары — максимальный. О своем опыте борьбы со зноем рассказывает жительница Рима Елена.

— У меня в квартире в каждой комнате кондиционер стоит. Работают, не выключаем вообще.

— Вот в этот летний период, когда кондиционеры работают без перерыва, сколько получается за месяц счет за электроэнергию?

— У нас в Риме, ну, знаете, где-то 100-120 евро, вот так.

— Для сравнения, в обычный период, когда нет нагрузки от кондиционера?

— 80 где-то, 60-80 евро.

Итальянцы же в основном бережливы и считают такие траты излишними. К примеру, во Флоренции популярны сплит-системы с выносными блоками, которые обеспечивают прохладу сразу для нескольких квартир. В историческом центре Рима действует тот же закон о фасадах, что и в Париже, так что многие ставят большие белые коробки прямо на крышу. О финансовой стороне использования охлаждающей техники рассказывает итальянский журналист Сергей Иезуитов.

Сергей Иезуитов итальянский журналист «Учитывая то, что итальянцы стали жить хуже, стали жить беднее, упали заработки, вопрос кондиционеров остается очень интересным. Не все могут себе позволить этот прибор. Чтобы поставить дома этот агрегат, нужно потратить где-то 500 евро на приобретение непосредственно самого кондиционера и плюс еще мастера возьмут от 100 до 200 евро за установку. Так что в итоге вы получаете 700 евро. Кондиционер, конечно, много ест. Это не всем по карману».

Сошлюсь на личный опыт. В Италии есть компания бытовой техники родом из Гуастеллы под названием SMEG. Если вы когда-то видели большие розовые ящики с цинковыми ручками — это они. Стоят такие в среднем больше 100 тысяч рублей. И заселяясь в квартиру в Милане два года назад вот с таким роскошным SMEGом, я был уверен, что и на климат-контроль итальянские хозяева не поскупились. Просчитался. Практически в такую же 40-градусную жару меня ждал копеечный настольный вентилятор.

Фотогалерея «Жара в Европе»: