Депутат Госдумы предложил на четверть увеличить количество бюджетных мест. С этой инициативой в Минобразования обратился Борис Чернышов. По его словам, сейчас на 10 тысяч молодых людей до 30 лет приходится 800 бюджетных мест, и с каждым годом это количество сокращается в среднем на 2%. Чтобы «не скатиться в глухое средневековье», нужно увеличить квоту на поступление на 25%.

Пока не понятно, как будут распределяться новые бюджетные места. Но при нынешнем финансировании образования идея не вызывает восторга, говорит директор Института развития образования ГУ ВШЭ Ирина Абанкина.

Ирина Абанкина директор Института развития образования ГУ ВШЭ «Увеличение бюджетных мест будет происходить за счет увеличения доли недорогих специальностей в ущерб дорогим специальностям. У нас три стоимостные группы. Первая — это группа менеджмента, экономики, юриспруденции, гуманитарных предметов, не требующих дорогостоящего оборудования, у которых стандартное соотношение студент — педагог. Технические университеты, технологические, даже значительная часть медицинских попадают во вторую стоимостную группу. И есть третья стоимостная группа — это все специальности, которые требуют дорогого оборудования, причем необязательно лабораторного (туда входит, например, культура, где требуются и музыкальные инструменты, и сцена, и все остальное), то есть тоже дорогостоящие. При тех же самых объемах бюджетного финансирования мы рискуем переструктурировать образование в сторону либо низкого качества, либо невостребованного по направлениям подготовки сегмента специальностей и направлений подготовки. Если увеличивается бюджетное финансирование, конечно, это хорошее предложение, но пока мы не видим настроя на то, чтобы увеличивалась в процентах даже ВВП доля расходов на образование».

Но это связано, скорее, с возможностью поступления в вузы через колледж, если не на льготной основе, то хотя бы без сдачи ЕГЭ, говорит депутат Госдумы, доктор физико-математических наук Гаджимет Сафаралиев. По его словам, наравне с инициативой Чернышова пора обсудить отсутствие престижности профобразования в России.

Гаджимет Сафаралиев депутат Госдумы, доктор физико-математических наук «Не хватает специалистов среднего звена. Во многих странах мира, понятно, востребовано высшее образование, но очень востребовано и среднее. Почему? Человек, получив среднее образование, получив квалификацию, нормально работает, зарабатывает. Был такой случай в Бельгии, когда опрашивали электрика одного предприятия. Говорят: «А вы не хотите стать директором?» — «А зачем? Я и здесь хорошо живу и хорошо получаю». Здесь надо, во-первых, сделать престижность, с одной стороны, среднего образования, и возможность нормально зарабатывать. В конце концов, люди не могут сто процентов быть одинаковыми, все в науку стремиться, люди разные все. И среднее образование должно давать возможность. Захочет человек дальше — продолжит обучение выше, не захочет — будет специалистом среднего звена».

За последний год обучение в вузах, по данным Росстата, подорожало почти на 20%. Цена растет из-за того, что учебным заведениям необходимо поднять зарплаты преподавателей в соответствии с поручениями президента.