На полигоне в Архангельской области 8 августа происходит инцидент с человеческими жертвами. В сети распространяются слухи о выбросе радиоактивных веществ в атмосферу. Десятого августа, как выяснится позднее, Организация Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ОДВЗЯИ) теряет связь с двумя станциями в европейской части России: Дубна и Киров; а 13 августа — с объектами на Алтае и Чукотке. К концу прошлой недели в Росгидромете признают, что в Северодвинске зафиксировали кратковременное, но заметное — вплоть до 15-кратного — превышение нормы радиационного фона.

С понедельника в сети распространяется видео якобы разговора представителя Минобороны России с жителями Нёноксы, села в нескольких километрах от полигона.

«То, что происходило 8 августа, для вас никакой угрозы не представляет. Восьмого августа люди вышли на понтон, и под понтоном все взорвалось, ни один человек туда не попал, они погибли, потому что понтон подбросило. А то, что было на понтоне, они получили повреждения, не совместимые с жизнью. Все там пытаются Нёноксу сравнить с Чернобылем. Я был в Чернобыле в 1986 году, это взрыв колоссальной мощности. Это люди, которые исчезли, они на молекулы развалились, это радиоактивное заражение. Поэтому я вам так и сказал — ни одного из перечисленных мной поражающих факторов ядерного взрыва здесь не было и нет».

В Минобороны запись не комментировали, но сказанное неназванным офицером соответствует официальной позиции властей — опасности для населения выброс не представляет, и он быстро рассеялся. Но получить подтверждение информации в отсутствие рабочих станций мониторинга не представляется возможным. На какое расстояние могли распространиться радиоактивные частицы? Говорит руководитель проекта «Метеоспутник» Евгений Ронов.

Евгений Ронов руководитель проекта «Метеоспутник» «У нас песок, песчаные бури когда на Севере Африки, у нас песок в Крыму обнаружится, поэтому вполне куда-нибудь может унести. Глядя на снимки, я думаю, что не особо далеко. Тут не видно циклонов, которые гонят эти потоки. Облака почти на месте стоят, скорее всего, они в сторону юга двигаются, но ничего такого катастрофического нет. Скорее всего, они никуда особо не поплыли. Я думаю, что, скорее всего, там если и было что-то, то медленно передвигалось очень. Но медленно — это где-то 1000 километров в сутки».

Что за элемент мог попасть в атмосферу под Северодвинском, можно только гадать — хотя норвежские ученые уже заявили об обнаружении сверхнизкой концентрации радиоактивного йода. Если потенциальный выброс действительно не представлял угрозы для населения, вполне возможно, что станции ОДВЗЯИ были отключены, чтобы скрыть его состав — по соображениям секретности. Учитывая, что на Западе господствует гипотеза, что под Северодвинском испытывали «Буревестник» — межконтинентальную крылатую ракету, оснащенную ядерной силовой установкой, — датчики могли спровоцировать утечку секретной информации о проекте. Тем не менее говорить о причинно-следственной связи нельзя — для этого нужно знать, как часто случаются подобные перебои. Говорит военный обозреватель, заместитель главного редактора интернет-издания «Ежедневный журнал» Александр Гольц.

Александр Гольц заместитель главного редактора интернет-издания «Ежедневный журнал» «Если это случилось, вот исключительно после испытаний неизвестного изделия на полигоне под Северодвинском — конечно, естественно заподозрить, что эти станции могли зафиксировать изменения радиационного фона, что они могли зафиксировать выброс каких-то радиоактивных веществ. Можно предположить, что мы имеем дело с неким радиоактивным элементом с очень быстрым периодом распада».

Оценкой распространения потенциального выброса с учетом влияния атмосферных явлений занялись и в ОДВЗЯИ — организация опубликовала динамическую карту, согласно которой воздушные массы могли достигнуть Москвы в течение нескольких суток, а затем распространиться по всей Средней Азии и Центральной части России. Что любопытно, единственные станции мониторинга ОДВЗЯИ на этой территории — это якобы отключенные российские датчики. ОДВЗЯИ особо отмечает, что это лишь модель — распространение возможного выброса может зависеть от большого числа факторов: периода распада, тяжести частиц и так далее. Да и вообще паниковать не стоит. Даже если выброс и произошел, даже в Северодвинске было зафиксировано только 1,7 микрозивертов в час. Да, это многократное превышение нормы — но оно было кратковременным и не таким уж серьезным, по крайней мере по официальным данным. Даже во время полета в салоне самолета за счет высоты радиационный фон может достигать 3 микрозивертов в час.