Пожары раздора: Бразилия и Запад поссорились из-за лесных пожаров в бассейне Амазонки
Европа обвиняет бразильские власти в «экоциде», а президент страны Жаир Болсонару приписывает Эммануэлю Макрону «колониалистское мышление»
Читать на полной версииБразилия и Запад поссорились из-за масштабных пожаров в бассейне Амазонки. В Европе бразильские власти обвиняют в «экоциде», а президент страны Жаир Болсонару называет Бразилию «девственницей, на которую зарится всякий иностранный извращенец».
В Бразилии бушуют самые масштабные лесные пожары за десятилетие. О почти двукратном росте площади очагов возгорания по сравнению с прошлым годом в июле заявил бразильский Национальный институт космических исследований — незадолго до того, как его директор был уволен по обвинению в организации «антибразильской кампании».
Хотя кризис может быть случайной статистической флуктуацией, роль в его формировании могли сыграть сразу несколько факторов, напрямую связанных с избранием Жаира Болсонару на пост президента Бразилии.
Вскоре после выборов новый глава государства существенно сократил финансирование экологических программ. ВВС зафиксировала резкое снижение объемов штрафов за использование природоохранных территорий, а на спутниковых снимках NASA видно, что в глубине амазонских лесов почти ничего не горит — только рядом с уже освоенными землями.
Проблеме пожаров в Южной Америке была посвящена значительная часть экологического блока саммита G7 — лидеры даже договорились выделить Бразилии 20 млн евро помощи. О значимости дождевых лесов Амазонии рассказывается в ликбезе BBC.
«Миллиарды деревьев в дождевых лесах Амазонии удерживают в себе огромные объемы углерода, накопленные за сотни или даже тысячи лет. Листья деревьев впитывают углекислый газ и выпускают кислород в атмосферу — все это позволяет замедлить процессы глобального потепления. Когда леса горят, углерод попадает обратно в атмосферу в виде углекислого газа, что повышает содержание углерода в воздухе. Ученые предполагают, что мы можем достичь переломного момента, когда леса Амазонии уже не смогут впитывать такие объемы углерода. Это будет катастрофой с точки зрения борьбы с изменением климата и сделает экологические таргеты труднодостижимыми. С другой стороны, значительная часть суши раньше была покрыта лесом, и некоторые страны в Южной Америке не хотят, чтобы их учили сохранять дождевые леса, притом что в других регионах мира уже исчезло столько деревьев».
Конфликт между Болсонару и Макроном, примеряющим образ экологического лидера западной цивилизации, назревал давно. Президент Франции 22 августа назвал Амазонию «нашим общим домом» и призвал остальных членов «Большой семерки» обсудить сложившуюся ситуацию.
В ответ Болсонару обвинил французского президента в «колониалистском мышлении» и заявил, что у его страны нет ресурсов на то, чтобы самостоятельно справиться с пожарами, так как Бразилия только начинает выходить из многолетнего кризиса. По мнению бразильского лидера, те страны, которые вкладывают в Бразилию деньги, «делают это не из благотворительных побуждений, а из желания вмешаться в ее дела».
Париж в ответ пригрозил заблокировать принятие всеобъемлющего торгового договора между Европой и Южной Америкой, который разрабатывался более 20 лет. Председатель Евросоюза Финляндия предложила временно запретить импорт говядины из Бразилии до тех пор, пока страна не прекратит уничтожение амазонских лесов.
Болсонару оставил саркастический комментарий под постом, высмеивающим внешность супруги Макрона, а тот обвинил бразильского президента в «позорном поведении» и пожелал бразильцам нормального лидера. В итоге Бразилия отказалась от помощи G7. Ситуацию комментирует корреспондент DW в Бразилии Дэниэл Коуп.
«Реакции на скандал в Бразилии очень разные. Если спросить сторонников Болсонару, они говорят, что в прошлом страна слишком часто прислушивалась к другим странам и им не нравится, что Бразилии все шлют деньги и она обязана реагировать. Сам Болсонару считает, что судьба амазонского региона — это дело Бразилии. Он не согласен с Макроном, который считает Амазонию достоянием мирового сообщества. Другие бразильцы, напротив, настаивают, что поведение Болсонару слишком рискованное и он должен принять международную помощь, не только финансовую, но и с точки зрения обучения специалистов-пожарных».
Несмотря на то что в окружении Болсонару снова заявили, что иностранные державы пытаются помешать президенту в «перестройке Бразилии», он все же решился на более масштабные меры по тушению пожаров. К борьбе с огнем привлечены 44 тысячи военных и авиация.
Хотя леса Амазонии обеспечивают не 20%, а всего 5% мирового производства кислорода, их не просто так называют «легкими планеты». Как пишет ScienceNews, даже гипотетическое превращение бассейна Амазонки в саванну можно назвать «ужасающей» перспективой.