Министерство транспорта внесло в правительство предложения по усовершенствованию системы подготовки пилотов, сообщила РИА Новости директор департамента госполитики в области гражданской авиации Светлана Петрова.

По ее словам, сейчас на подготовку одного пилота государство тратит 600 тысяч рублей в год. Эту сумму планируют удвоить, а в целом обучение летного состава ежегодно будет обходиться государству в 4 млрд рублей без учета обмундирования и питания в училищах, а это еще порядка 450 млн рублей. Предложение правительство рассмотрит уже в сентябре.

Business FM спросила у пилотов, поможет ли такое вливание повысить уровень подготовки экипажа и на что могут пойти эти деньги.

Комментирует заслуженный пилот России, бывший летный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник.

Юрий Сытник заслуженный пилот России, бывший летный директор «Внуковских авиалиний» «В этих училищах не только платное обучение, есть и бесплатное. Те, кто платят, сейчас платят и за курсантов, которые на бесплатном обучаются. Лучше, чтобы за это платило государство. Нужно вкладывать в училище, нужно вкладывать в самолеты, в топливо, в инструкторский состав, который обучает этих летчиков. Не по остаточному принципу, как сейчас. Там зарплаты очень низкие, и летчики, которые не нашли себе авиакомпанию, остаются инструкторами в этих училищах. Желательно, чтобы лучшие летчики обучали молодежь. Молодежь наша прекрасная: прекрасное владение английским языком, сразу четвертый, пятый уровень. А нужно дать командирские навыки, дать побольше самостоятельных налетов на двухдвигательных самолетах, чтобы они также принимали решение в кабине, как и командир корабля, и в сложных ситуациях могли взять управление самолетом на себя».

Заслуженный пилот России Михаил Марков отметил, что нынешняя система отбора несовершенна.

Михаил Марков заслуженный пилот России «Мало никогда не бывает: чем больше, тем лучше. Из чего складывается? Первое, наверное, надо заниматься отбором и вкладывать в него серьезные деньги. Во всяком случае та система отбора, которая у нас есть, в реале показывает, что она несовершенна. И конечно, летная подготовка. Здесь две вещи вступают в противоречие, а именно: пять лет учиться в вузе, чтобы потом выйти и начать летать. Теряется благодатное время стажировки. То есть надо начинать летать в производственных условиях где-то с 21 года, то есть с третьего курса. А их пять лет мурыжат, растягивают вот этот кисель — их налет. Соответственно, за пять лет этот налет — это что? Ну, на экскурсию на самолет сходили, да и все».

Мнение президента Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан — владельцев воздушных судов Владимира Тюрина.

Владимир Тюрин президент Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан — владельцев воздушных судов «Если это годовая цифра, тогда да, она похожа на правду. Пилотов готовят четыре-пять лет, в сумме получается, наверное, под три миллиона. Наверное, хорошо, если финансирование этих учебных заведений будет увеличено, чтобы увеличить зарплату инструкторов, преподавателей: там действительно есть серьезные проблемы с зарплатами. Возможно, в этой системе координат это правильное решение, но, с моей точки зрения, было бы правильно допустить до коммерческой подготовки пилотов частной компании, и рынок бы сам определил, сколько это должно стоить. Наверняка вы слышали о закрытом учебном центре «ЧелАвиа», который готовил пилотов. У них стоимость подготовки пилота, которого после этого авиакомпании с радостью брали и «отрывали с руками», была около 2 млн рублей».

Впервые об увеличении финансирования летных училищ заговорили в мае после катастрофы в «Шереметьево». Следовавший из Москвы в Мурманск SSJ 100 «Аэрофлота» совершил жесткую аварийную посадку и загорелся. Погиб 41 человек. Одной из версий следствия до сих пор остается ошибка пилотов.

В связи с этим инцидентом Минтранс вынес на рассмотрение еще ряд предложений: планируется утвердить формат и состав предоставления данных о факторах риска и опасности, а также открыть курс для подготовки пилотов специально для самолетов Superjet. Ульяновскому летному училищу понадобятся тренажеры SSJ стоимостью 8 млрд рублей.