Apple решила показывать собственные фильмы сначала в кинотеатрах, а затем — в своем стриминговом сервисе. Компания рассчитывает, что это позволит ей избежать критики голливудских режиссеров и продюсеров, с которой после «Оскара» столкнулся ее главный конкурент Netflix. Об этом сообщили источники The Wall Street Journal.

Netflix просил кинотеатры показывать фильмы в то же время, когда они появляются на платформе. Кинотеатры были против: они хотят, чтобы сначала фильмы шли у них и только спустя несколько месяцев — онлайн. Стриминговый сервис Apple планирует привлечь знаменитых режиссеров и продюсеров и избежать трений с Голливудом.

Сомнительной идею Apple TV считает кинокритик и главред сайта Films.ru Александр Голубчиков.

— У Apple TV в настоящий момент нет такой большой базы подписчиков, если не считать пользователей сервиса iTunes. Другой вопрос, что благодаря демпинговой политике, существенно меньшей стоимости подписки нарастить эту самую базу подписчиков Apple TV будет совсем не трудно. Насчет выпуска фильмов есть, конечно, риск. Потому что на то, чтобы выпустить фильм в кинопрокат, нужно потратить сейчас примерно столько же, сколько этот сам фильм в производстве стоил, а то иногда и больше. Будет ли это иметь смысл для сервиса, большой вопрос. Мне кажется, что модель Netflix выпускать фильмы в ограниченный прокат одновременно с онлайн-сервисом вполне оправданна, они этой моделью прекрасно пользуются, их ничто не смущает, им, по сути, и нужно выпустить фильмы в кинопрокат только для того, чтобы эти картины могли претендовать на какие-либо награды, которые относятся именно к кино, а не к телевидению.

— Как рынок может в принципе отреагировать на такую модель Apple TV?

— Я думаю, все будут наблюдать за тем, какие дивиденды получит Apple TV. Netflix наверняка не будет менять свою политику. Для них сейчас важно удержать свою подписную базу, нежели чем наращивать ее дополнительно.

Такая политика Apple TV больше похожа на стратегию Amazon, который три месяца показывал свой фильм «Манчестер у моря» в кинотеатрах, отмечает The Wall Street Journal.

Но известных режиссеров и продюсеров скорее привлекают бюджеты и возможность реализовать свои проекты, считает киновед, преподаватель Московской школы нового кино Максим Семенов. Он напоминает, что нечто подобное есть у российских онлайн-сервисов и телеканалов.

— Был фильм «Гоголь», который выходил в кинотеатре, даже несколько частей, хотя в действительности по нему было очень заметно, что это сериал. Который снимался для ТВ-3, как мы все помним. Вначале его выпустили в кинотеатры, а потом уже он шел по телевидению, и тоже кто-то его смотрел. В этом есть некий здравый смысл, не все доходят до кинотеатров, а многие фильмы, что мы знаем и по себе, часто смотрятся уже дома. И в этом отношении вполне рабочая система.

— Как может рынок отреагировать на такой подход?

— Я надеюсь, что еще большим улучшением качества продукции. Как всегда бывает с появлением нового игрока. Я не уверен, что речь может идти о том, что какая-то принципиально новая система все поменяет. Если предложенная Apple TV система станет успешной, у Netflix просто не будет другого выбора — разумеется, они пойдут навстречу. Но это мы увидим, только когда это все начнется. Аудитория кинотеатров и домашнего просмотра не всегда пересекается, но все зависит не только от удачности или неудачности этой схемы, а от того, что они нам будут предлагать зрителям.

Стриминговый сервис Apple TV+ начнет работу 1 ноября в сотне стран, включая Россию. На начальном этапе он будет предлагать пользователям лишь собственные телешоу. Стоимость подписки в России составит около 200 рублей в месяц.