Нобелевская премия по химии присуждена за создание литиево-ионных батарей
Лауреатами стали американец Джон Гуденаф, британец Стэнли Уиттингем и японец Акире Йошино. Впервые на рынке изобретение ученых появилось почти 30 лет назад
Читать на полной версииЛауреатами Нобелевской премии за исследования в области химии в этом году стали немец Джон Гуденаф, британец Стэнли Уиттингем и японец Акира Йошино. Награду ученые получили за создание литиево-ионных батарей, говорится в пресс-релизе Нобелевского комитета.
The 2019 #NobelPrize in Chemistry has been awarded to John B. Goodenough, M. Stanley Whittingham and Akira Yoshino “for the development of lithium-ion batteries.” pic.twitter.com/LUKTeFhUbg
— The Nobel Prize (@NobelPrize) 9 октября 2019 г.
Нобелевский комитет подчеркнул, что литиево-ионные аккумуляторы произвели революцию в нашей жизни с тех пор, как они впервые появились на рынке в 1991 году. Во время нефтяного кризиса в 1970-х годах Уиттингем разрабатывал технологии, позволяющие уйти от применения топлива. Позже Гуденаф улучшил эту технологию, а Йошино в 1985 году создал первый коммерчески «жизнеспособный» литиево-ионный аккумулятор.
Накануне была присуждена премия по физике за открытие экзопланеты в 1995 году. И сейчас Нобелевку вручают за достижения прошлого. Почему так происходит, объясняет доктор химических наук, академик РАЕН Вадим Мальцев.
Вадим Мальцев доктор химических наук, академик РАЕН «Это происходит в тех случаях, когда та или иная разработка имеет значительное практическое приложение, требуется проверка на практике, действительно ли эта разработка несет серьезные преимущества в технике и в экономике. Поэтому дело не в том, что некому присуждать, а в том, что выяснилось, что литиево-ионные батареи оправдали себя. Они позволяют при относительно малом собственном весе давать большую электрическую мощность, а это на фоне бурного развития в ряде западных стран и в Китае автомобилестроения, а именно производства электромобилей, приобрело за последние пять-шесть лет очень серьезное значение. Тем более это мощнейший фактор решения экологической проблемы, связанной с выбросами от двигателей внутреннего сгорания. Во всех анализах загрязнений воздушной среды автомобили занимают первое место, заводы и фабрики — это уже потом. Премия была присуждена, учитывая весь комплекс преимуществ и что эта разработка реально себя оправдывает».
Литиево-ионные батареи применяются не только в электромобилях, но и в смартфонах, планшетах, ноутбуках, бытовой технике и другой электронике. Их принципиальная особенность заключается в том, что они основаны не на химических реакциях, разрушающих электроды, а на перемещениях ионов лития, протекающих между анодом и катодом.
Церемония награждения пройдет по традиции в Стокгольме 10 декабря, в день кончины Альфреда Нобеля. Сумма премии — 9 млн шведских крон (более 900 тысяч долларов США). В четверг, 10 октября, назовут обладателей сразу двух премий по литературе — за 2018 и 2019 годы. В пятницу станет известен лауреат Нобелевской премии мира.