Телефонные мошенники строят разговор с клиентами банков таким образом, чтобы те сами предоставили им личные данные. По словам первого замглавы департамента информационной безопасности ЦБ РФ Артема Сычева, злоумышленники пользуются не очень большим набором данных — как правило, это ФИО и номер телефона, они могут даже не знать, в каком банке у клиента открыт счет. Однако «обзвонщики» умеют найти подход даже к самым подкованным пользователям финансовых услуг.

«Он просто начинает свой разговор, спрашивает, вы это или не вы, и дальше развивает разговор по определенным скриптам, выводя человека на необходимость рассказать злоумышленнику о том, кем он является на самом деле», — пояснил схему работы таких мошенников Сычев. По его словам, такие кол-центры не всегда находятся в местах лишения свободы, они могут располагаться в обычных квартирах, как правило, в регионах, передает РИА Новости.

По данным Банка России, в 2018 году более 97% хищений со счетов физических лиц и 39% хищений со счетов юрлиц было совершено с использованием приемов социальной инженерии. Чаще всего граждане сами называли номер карты и указанный на ее обороте CVV-код. «Техника злоумышленников иногда бывает очень изящна, по сути, это вербальный контакт для того, чтобы сыграть на определенных чувствах человека. Даже когда тот, кому звонят, понимает, что его пытаются «развести», у злоумышленников хватает фантазии перейти на другой уровень общения и получить информацию», — отметил Сычев.

Он считает, что на уровне законодательства недостаточно регулирования с точки зрения противодействия именно таким видам мошенничества, недостаточно проработаны вопросы получения легального доступа к тем данным, которые необходимы финансовым организациям.