Госдума в пятницу уточнила состав убытков, подлежащих возмещению по договорам обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Соответствующий законопроект, вносящий дополнения и изменения в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», депутаты одобрили во втором и третьем чтениях.

Согласно новой редакции закона об ОСАГО, расходы на материалы и запасные части должны определяться с учетом износа комплектующих изделий, деталей, узлов, агрегатов, которые подлежат замене при восстановительном ремонте. Порядок исчисления таких расходов будет определять правительство.

В первом чтении эти поправки были приняты еще 12 декабря 2008 года. «Ко второму чтению законопроект претерпел существенные изменения, направленные на усиление его социальной составляющей в части защиты прав потерпевших», — заявил председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник, передает ИТАР-ТАСС. Из законопроекта исключено определение понятия «утрата товарной стоимости» и положение о том, что ее утрата не возмещается по договорам ОСАГО.

За время доработки в законе также появилось положение, согласно которому на запчасти не может начисляться износ свыше 80% их стоимости, то есть страховая компания не сможет заплатить за деталь менее 20% ее первоначальной стоимости. Кроме того, в законе появилось определение понятия «прямое возмещение убытков» (возмещение вреда имуществу потерпевшего, осуществляемое, в соответствии с настоящим федеральным законом, страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего — владельца транспортного средства).

Как ожидают эксперты, одобренные депутатами изменения в расчете выплат ОСАГО увеличат выплаты максимум на 15%.

Закон позволит снять напряженность, которая возникла из-за того, что суды по-разному подходят к вопросу включения в состав убытков суммы, рассчитанной как стоимость износа заменяемых узлов, агрегатов ТС, заявил BFM.ru Денис Макаров, руководитель управления методологии обязательных видов страхования компании «АльфаСтрахования».

«Если учесть, что к таким вердиктам относится, к примеру, решение Президиума Высшего арбитражного суда, данное обстоятельство не могло не оказать влияния на судебную практику в целом. Это, в свою очередь, приводило к искажению представлений потребителей о природе и характере требований, предъявляемых к страховой компании в рамках ОСАГО», — подтверждает BFM.ru директор управления методологии департамента урегулирования убытков «Росгосстраха» Дмитрий Титиев.

Ранее представители Российского союза автострахощиков (РСА) указывали на абсурдную ситуацию: зачастую страховщик должен был оплачивать восстановительный ремонт по принципу «новое за старое» (без учета износа). Это, в свою очередь, позволяло владельцу получить за ремонт машины сумму, в несколько раз превышающую реальную стоимость автомобиля, то есть иметь «необоснованную выгоду».

Впрочем, практика вряд ли серьезно изменится от внесения поправок в закон об ОСАГО. «Независимые эксперты по негласному соглашению давно определяют износ на уровне, не превышающем 80%, даже для автомобилей в технически неудовлетворительном состоянии или морально устаревших», — пояснил BFM.ru директор Центра методологии и управления продуктами для физлиц и малого бизнеса страховой компании РОСНО Александр Гурдус.

Кроме того, по словам эксперта, доля автомобилей с принятым к расчету процентом износа, превышающим порог 80%, составляет всего 1-3%.

«В настоящее время нет законодательно утверждённой методики расчёта процента износа. Есть сразу несколько методик, а какой из них пользоваться — определяет независимый эксперт. Необходимо учесть, что специалист независимой экспертизы имеет право в зависимости от состояния автомобиля как понизить, так и повысить процент износа, аргументируя это состоянием ТС и подтверждая это актом осмотра и фотоматериалами», — отмечает также эксперт РОСНО.

«В России уже скоро семь лет как отсутствуют эксперты-техники, внесенные в реестр и аттестованные по единой программе расчета стоимости восстановительного ремонта, хотя это решило бы все вопросы. Если бы все эксперты считали по единой методике, споров не возникало бы, и судов было бы гораздо меньше», — соглашается Денис Макаров из «АльфаСтрахования».