Бывший министр финансов Московской области Алексей Кузнецов получил по приговору Басманного суда столицы 14 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Он был признан виновным в хищениях на сумму более 14 млрд рублей. К моменту вынесения приговора он уже отсидел более половины срока и может ходатайствовать об условно-досрочном освобождении.

Оглашение приговора подмосковному экс-министру, проходившему по 22 преступным эпизодам, грозило растянуться на много часов. Однако судья Ирина Вырышева уложилась в девять минут. Служительница Фемиды, которая является также председателем Басманного суда, решила не зачитывать его полностью, а постановила огласить лишь вводную и резолютивные части. Это допускается по делам о преступлениях экономической направленности. Судья не согласилась с мнением адвокатов подсудимого, которые настаивали, что по большинству эпизодов истек срок давности, и признала фигуранта виновным в полном объеме.

Приговор за девять минут

При этом судья дала Кузнецову ровно столько, сколько просила прокурор Амалия Устаева — 14 лет заключения в колонии общего режима и лишила его права в течение трех лет занимать должности на госслужбе и в органах муниципального управления, связанные с исполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, сроком на три года. Впрочем, она не стала назначать подсудимому штраф в 1 млн рублей, о котором просило обвинение, но удовлетворила иски потерпевших на сумму более 14 млрд рублей — сумму вменявшегося ему ущерба. Сам подсудимый выслушал приговор суда не демонстрируя эмоций. В клетке с него так и не сняли наручники.

Экс-чиновник был задержан во Франции в июле 2013 года, а в январе этого года выдан России. Он скрывался за рубежом, проживая по паспорту гражданина Ирландии. Судебное разбирательство над Алексеем Кузнецовым стартовало в середине августа. Ему вменялись десять эпизодов мошенничества в особо крупном размере, девять эпизодов легализации имущества, приобретенного в результате преступлений, и три эпизода растраты (ч. 4 ст. 159, ч. 3 ст. 174.1, ч. 4 ст. 160 УК РФ).

Свою вину бывший министр признал полностью и просил рассмотреть его дело в особом порядке — без исследования доказательств, что позволило бы ему рассчитывать на меньший срок. Однако этому воспротивились прокуратура и представители потерпевших, которыми по делу были признаны правительство Московской области и около десятка различных муниципальных предприятий Подмосковья и администрации городов.

Адвокаты подсудимого также попросили прекратить дело по 14 из 22 эпизодов, утверждая, что по ним истек шестилетний срок давности. При этом защитники настаивали: их клиент узнал о том, что является фигурантом дела, якобы только 6 июля 2013 года, когда его задержали во Франции после того, как сведения о его розыске появились в базе данных Интерпола. Однако суд в это не поверил.

Право на чужое имущество

Суд согласился с обвинением в том что, что участники организованной группы под руководством Алексея Кузнецова и его первого заместителя Валерия Носова приобрели путем обмана и злоупотребления доверием у муниципальных унитарных предприятий Московской области, оказывающих услуги в сфере ЖКХ, права на чужое имущество в виде права требования задолженности за указанные услуги к муниципальным образованиям Московской области, а также легализовали денежные средства. Кроме того, соучастники похитили деньги, вырученные от сделки по купле-продаже принадлежащих ОАО «Мособлтрастинвест» обыкновенных именных бездокументарных акций общества «Росвеб». Помимо этого они растратили свыше 3,8 млрд рублей из бюджета Московской области.

Впоследствии похищенные средства были отмыты путем заключения фиктивных сделок с юрлицами, у которых имелись счета в банке, подконтрольного Кузнецову и его подельникам, а затем выведены за рубеж через компании-нерезиденты, зарегистрированные в офшорной зоне на Кипре. На них обвиняемые приобрели элитные объекты недвижимости в Швейцарии и Франции, дорогостоящие автомобили и иное имущество. Общую сумму ущерба от преступлений следствие оценило более чем в 14 млрд рублей.

Предметы роскоши и виллы

Стоит отметить, что срок в 14 лет колонии не расстроил Кузнецова. Дело в том, что с учетом времени, которое он провел под домашним арестом и в СИЗО в ходе следствия и судебного процесса, он уже отбыл больше половины наказания — 7 лет и 9 месяцев и уже сейчас вправе подать ходатайство об УДО.

Защитник осужденного Александр Линников сообщил, что защита это сделает, как только начнут реализовывать имущество экс-министра для возмещения причиненного им ущерба. Кстати, сумма собственности Кузнецова и защиты и представителя потерпевшего — правительства Московской области и компании «Мособлтрастинвест» — адвоката Екатерины Туфан отличалась в два раза. Так, по данным Александра Линникова, согласно неточной, «заниженной», на взгляд защиты, оценке, имущество экс-министра стоит около 300 млн рублей. По данным же Туфан, порядка 140 млн рублей. И это только в России.

Так, Екатерина Туфан рассказала, что у Кузнецова нашли две квартиры в Москве. Рыночная стоимость одной из них, на Остоженке, составляет примерно 120 млн рублей. Кроме того, у Кузнецова арестовали девять земельных участков и дом, который прозвали «подмосковным Версалем» стоимостью не более 17 млн рублей. Впрочем, последний сейчас не в очень хорошем состоянии, сказала она.

Нашли следователи имущество и у супруги Кузнецова — уехавшей в США Жанны Булах. Обнаруженные в Санкт-Петербурге ценности впоследствии передали Минкультуры. «Сейчас в подмосковном музее «Новый Иерусалим» проходит выставка, на которой мы можем посмотреть некоторые шикарные экспонаты из этой коллекции. Их оценка, к сожалению, не производилась, однако, по словам самого Кузнецова, одна из картин может стоить больше 10 млн долларов», — сказала Туфан.

Она добавила, что у супруги осужденного ранее также арестовали имущество во Франции и в Швейцарии примерной стоимостью не менее 100 млн евро. Это два отеля в Куршевеле, вилла в Сен-Тропе и огромная квартира в Париже площадью около 600 квадратных метров, а также ценности из этой квартиры еще на 800 тысяч евро. «В настоящее время ведется работа по приведению приговора Булах в исполнении на территории Швейцарии и Франции. Поэтому рано или поздно денежные средства будут возвращены в бюджет Московской области», — была убеждена Туфан. Представитель потерпевших, как и прокурор Амалия Устаева, сочла приговор экс-министру справедливым.

В то же время Александр Линников назвал его «избыточно суровым, не вполне справедливым» и заявил о намерении защиты обжаловать его в Мосгорсуде. «Он не соотносится с приговорами, вынесенными другими обвиняемыми по этому делу», — полагает адвокат.

Стоит отметить, что ранее Жанна Булах и гражданин США Дмитрий Котляренко были осуждены заочно Басманным судом каждый на 11 лет колонии, а трое других соучастников, включая замминистра финансов Московской области Валерия Носова, — на сроки от семи до 14 лет заключения.

Однако представитель потерпевших не считает, что Кузнецову дали мало. По ее мнению, суд вполне мог дать ему «легко» и максимальный срок в 15 лет. Также она призвала не сравнивать приговор Кузнецова с приговорами других фигурантов. «Все-таки господин Кузнецов был организатором и идейным вдохновителем той преступной схемы, которая была реализована», — подчеркнула Туфан. Прокурор Амалия Устаева в свою очередь признала, что хоть Кузнецов и вправе просить об УДО, но не факт, что прошение удовлетворят. «С человеческой точки зрения, [нам] много что обидно. Но мы руководствуемся не эмоциями, а законом», — сказала гособвинитель, отвечая на вопрос о том, не обидно ли ей, что вместо длительного срока коррупционер-министр может вскоре выйти на волю. По закону он может подать апелляцию в течение десяти дней.