Фото: кадр из фильма

1. «Я любовь»  Режиссер: Лука Гуаданьино  Год: 2010  Это история о богатой итальянской семье, где мать семейства, Эмма, всю жизнь посвящала себя заботе о муже и трех сыновьях. Отец семейства Рекки, предчувствуя скорую смерть, собирается передать управление семейным бизнесом в руки своего сына Танкреди и внука Эдуардо-младшего. Однако последний не хочет продолжать дело и планирует открыть свой ресторан с другом Антонио, в которого Эмма без памяти влюбляется и заводит с ним роман.   Егор Москвитин: «Этот фильм задает вектор одновременно авторского и в то же время уютного, понятного именно молодежи кино, от которого все будут фанатеть на протяжении десятилетия. Развитием этой истории станет фильм «Назови меня своим именем».

Фото: кадр из фильма

2. «Древо жизни»   Режиссер: Терренс Малик  Год: 2011  Еще одна семейная история, в центре которой — 11-летний Джек, один из трех братьев. Его родители по-разному подходят к вопросам воспитания, и ему приходится мириться с этими противоречиями. Жизнь преподносит ребенку тяжелые испытания: ему впервые приходится столкнуться со смертью и страданиями. Каждый из героев обращается с вопросами к Богу, но ответить на них может лишь он сам.  Егор Москвитин: «Это выдающийся, свободный от рынка и от критики трактат о христианстве, которое очень важно для этого режиссера. В то же время это очень трогательная, трепетная история взросления, а роман о воспитании — это тот жанр, который всегда будет базовым и в массовом, и в авторском кино. На протяжении всего фильма происходит трансформация главного героя».

Фото: кадр из фильма

3. «Любовь»   Режиссер: Михаэль Ханеке  Год: 2012  В основе сюжета — пожилая семейная пара, Жорж и Анна, которые всю жизнь прожили вместе в заботе друг о друге. Внезапно Анна заболевает и начинает терять память, а затем у нее наступает паралич. Жорж отказывается от сиделок и сам ухаживает за женой, оставив преподавание в консерватории. Их взрослая дочь, которая иногда навещает родителей, предлагает отдать мать в дом престарелых, однако Жорж не хочет об этом слышать.  Егор Москвитин: «Это прекрасная история о подлинных чувствах, о старости, которая стала одной из главных героинь фильма, и, наконец, это иллюстрация состояния великой европейской культуры кино. Это такой диагноз не только героям Ханеке, но и всему этому культурному пространству, в котором он находится. Поэтому этот фильм очень важный».

Фото: кадр из фильма

4. «Прошлое»   Режиссер: Асгар Фархади  Год: 2013   Иранец Ахмад едет в Париж, чтобы развестись со своей французской женой, с которой они не вместе уже четыре года. Во время визита Ахмад наблюдает постоянные конфликты между женой и ее дочерью от другого брака. В попытках помочь им наладить взаимоотношения всплывает тайна из прошлого.  Егор Москвитин: «В этой достаточно простой и самой популярной картине Фархади мы видим интрижку между Францией и Ираном, между западным и восточным кино. Это светский роман двух культур, очень крутая история, с которой начинается торжество ближневосточного кино и узнавание иранского кино в мире, особенно на европейских фестивалях».

Фото: кадр из фильма

5. «Левиафан»   Режиссер: Андрей Звягинцев  Год: 2014   В фильме показана жизнь русской семьи, которая живет в маленьком северном городке на берегу моря. В основе сюжета — конфликт главы семейства Николая с мэром города, который хочет забрать дом и землю для собственных нужд. Николай пытается судиться с мэром и даже обращается за помощью к успешному московскому адвокату Дмитрию. Но его приезд лишь усложняет и без того непростые отношения в семье.   Егор Москвитин: «Пусть в нашем списке будет что-то российское. «Левиафан», как к нему ни относись, самый сокрушительный фильм декады. Его признают даже за рубежом, я видел его в иностранных рейтингах».

Фото: кадр из фильма

6. «Звездные войны. Эпизод VII: Пробуждение силы»   Режиссер: Джей Джей Абрамс  Год: 2015  Спустя 30 лет после гибели Дарта Вейдера и Императора галактике по-прежнему угрожает опасность. Первый орден во главе с таинственным верховным лидером Сноуком и его правой рукой Кайло Реном идет по стопам Империи, пытаясь захватить всю власть. В этот сложный период судьба сводит юную Рей и бывшего штурмовика Первого ордена Финна с героями войны с Империей — Ханом Соло, Чубаккой и генералом Леей. Вместе они должны дать бой Первому ордену, однако лишь джедаи могут остановить Сноука и Кайло Рена.  Егор Москвитин: «Эта история показывает, насколько для нас важна ностальгия. Многие из нас на этом выросли, понимают американские культурные коды и абсолютно убеждены, что их детство прошло где-то в штате Индиана в 80-е годы. Это парадокс экспансии ценностей через массовую культуру. Этот фильм важен еще и потому, что он завоевал 2 млрд долларов в прокате: это второе место после «Аватара», который вышел в прошлом десятилетии. С этого кино начинается марш блокбастеров с частотой раз в неделю».

Фото: кадр из фильма

7. «Лунный свет»   Режиссер: Барри Дженкинс  Год: 2016   В фильме показана жизнь афроамериканца Шайрона из Майами: его непростое детство, юность и взрослые годы. Детство он проводит с матерью-наркоманкой, оказываясь предоставленным самому себе. В юности герой осознает свою гомосексуальность, ищет свое место в жизни и пытается вписаться в общество, преодолевая одиночество и тоску.  Егор Москвитин: «Это кино о ценности меньшинств, которые становятся глобальными ценностями. Абсолютно не пропагандистское, не манипулятивное, а просто очень красивое, искреннее, наблюдательное, благородное кино. К тому же оно отражает огромное количество культурных сдвигов в Голливуде, которые произошли за это десятилетие».

Фото: кадр из фильма

8. «Леди Берд» («Леди Птаха»)   Режиссер: Грета Гервиг  Год: 2017   Это фильм о непростой жизни девушки-подростка, которая не похожа на своих сверстников. Кристина Макферсон учится в консервативной католической школе в провинциальном городе и мечтает вырваться в Нью-Йорк. Девушка ходит с волосами, окрашенными в красно-розовый цвет, а имя Леди Берд она придумала себе сама.  Егор Москвитин: «Не было ничего важнее в 2017 году «Леди Птахи». Фильм, который фиксирует прекрасную, давно назревшую женскую революцию в Голливуде. Насколько мало было женщин-режиссеров, которым давали возможность для реализации и которых признавали раньше, и насколько много их становится сейчас. Но это все еще начало пути. И Грета Гервиг как режиссер молодой, изобретательный, но при этом чувствительный, конечно, прекрасно подходит для всего этого движения в качестве предводителя».

Фото: кадр из фильма

9. «Магазинные воришки»   Режиссер: Хирокадзу Корээда  Год: 2018   Малообеспеченная японская семья живет на пенсию бабушки, время от времени подворовывая в магазинах. Как-то раз глава семейства решает украсть маленькую девочку, мать которой не обращает на нее внимания. Жена не очень рада новому члену семьи, однако принимает ребенка. Даже после того, как по телевизору начинают говорить о пропавшей девочке, ребенка законной матери не возвращают.   Егор Москвитин: «Это история об абсолютной непостижимости для нас чужой культуры, парадоксальном поведении героев, которое не укладывается в принятые в Голливуде рамки развития персонажей. И в то же время, несмотря на всю непостижимость, эта история человечная и понятная, потому что она о том, как вообще сегодня воспитывают детей и что такое на самом деле родительство — нечто биологическое или нечто осознанное? Это выдающийся фильм, который еще понимать и понимать».

Фото: кадр из фильма

10. «Брачная история»   Режиссер: Ноа Баумбак  Год: 2019  Американский театральный режиссер Чарли и актриса Николь собираются разводиться. Чарли все устраивало в отношениях, но Николь решила, что перестала развиваться, и, забрав их ребенка, переезжает к маме в Лос-Анджелес, где ей предложили роль в сериале. Теперь Чарли ищет адвоката и разрывается между работой и дальними поездками к сыну.  Егор Москвитин: «Это кино — фиксация того пути, который проделали стриминги за эти десять лет. Это история о психотерапии, а одна из важнейших функций кино — терапевтическая, побуждение людей к проговариванию чувств, к выяснению собственных проблем. И наконец, это кино с сильными женской и мужской ролями. Развод — это всегда та тема, которая привлекала самых великих режиссеров и оставалась с нами на десятилетия. Потому что через распад семьи можно фиксировать, что происходило с обществом в той или иной декаде. Это фильм, по которому будут судить не только о 2019 годе, но и вообще обо всем десятилетии».