Командующий аэрокосмическими силами КСИР Хаджизаде заявил, что украинский гражданский самолет был сбит из-за неисправной связи ПВО. Оператор принял лайнер за вражескую крылатую ракету. «У него было десять секунд на принятие решения. Для этого он должен был получить подтверждение, но произошел сбой в системе связи, и оператор принял это ужасное решение», — заявил Хаджизаде. По его словам, он «хотел умереть, когда узнал о случившемся».

Как сообщил генерал КСИР, Генштаб Ирана получил данные о причинах катастрофы Boeing еще в среду утром, но не уведомил об этом руководство гражданской авиации страны. Генштаб в свою очередь объяснил признание вины спустя лишь трое суток после трагедии тем, что «должен был провести расследование».

Примечательно, что, несмотря на сбитый самолет, своим признанием Иран восстанавливает баланс в конфликте с США, считает главный редактор Carnegie.ru Александр Баунов.

Александр Баунов главный редактор Carnegie.ru «Важно, что выбор был у Ирана такой же, как у Советского Союза в 1983 году и у США в 1988 году. Эти страны сбивали гражданские самолеты. Так что у Ирана был выбор: либо отрицать, поддерживать своих военных, либо сознаться и принести извинения. И за этим выбором следовало вот что: Иран сейчас не выглядит абсолютным злом. Ситуация после убийства Сулеймани Трампом — это же только в определенных кругах кажется, что «хорошая» Америка убила «плохого» Сулеймани, и эти круги не равны всему человечеству. С точки зрения большой части внешних наблюдателей, эта ситуация выглядела не очень однозначной, и Иран в ней не был абсолютным злом. Но после того как он сбил гражданский самолет и если бы он отрицал и уходил в несознанку, перекладывал бы ответственность — он бы выглядел абсолютным злом. А они ответили признанием, таким образом восстановив баланс, который сложился после убийства Сулеймани, в котором и иранцы не очень хорошие, но и американцы не очень хорошие».

В Корпусе стражей исламской революции заявили, что согласятся с любым решением в отношении виновных в крушении украинского самолета. Президент Ирана уже обсудил ситуацию с Зеленским — Тегеран выплатит компенсации семьям погибших.

В заявлении иранского Генштаба говорится, что военные приняли самолет за вражескую цель после того, как он повернул в сторону важного объекта КСИР. В свою очередь директор украинской авиакомпании МАУ Евгений Дыхне в ходе экстренного брифинга заявил, что оснований для отмены рейса из Тегерана не было. Он также опроверг информацию иранской стороны о том, что экипаж Boeing не выходил на связь с диспетчером после вылета из аэропорта: переговоры, по его словам, шли до последней секунды. «Мы с самого начала понимали, что причиной катастрофы мог быть только внешний фактор», — отметил глава украинской авиакомпании.

— То, что Иран сегодня сообщил, мы еще не имеем документального подтверждения. Версия возможного террористического акта продолжает еще отрабатываться правоохранительными органами. Естественно, мы для себя промоделировали ситуацию, любой вариант, который мог произойти. Для себя однозначно сделали вывод о том, что это был внешний фактор. Мы исключили путем анализа все возможные другие варианты. Рассмотрены переговоры диспетчеров в ходе расследования. Мы, конечно же, убедились в том, что мы были правы. То есть мы наш борт слышать не могли.

— Ваша компания стала все-таки жертвой решений в определенной мере государственной власти. Все знали о конфликте в Иране. Скажите, не видите ли вы ответственности президента Украины Владимира Зеленского в том, что решение о запрете, например, вылета или полета в Украину не было принято именно с нашей стороны?

— До нас летели авиакомпании всего мира, и после нас летели авиакомпании всего мира. К сожалению, мы констатируем факт того, что наш борт оказался не в том месте и не в тот час. Это не индивидуальное решение. Есть установленная международная практика процедуры определения. В первую очередь определяет страна, которая регулирует воздушное пространство. Гражданская авиация к этому регулированию не имеет никакого отношения. Поэтому — мое личное мнение — не вижу здесь вины государственных органов.

После объявления Ираном о сбитом самолете в СМИ появилась информация об отставке президента страны Роухани. В Тегеране это опровергли. В субботу в столице начались протесты. Люди требовали отставки правительства и скандировали: «Долой диктатора». Во многом это связано с тем, что большинство погибших в катастрофе украинского лайнера — иранцы.

Между тем эксперты отмечают, что ситуация со сбитым Boeing возобновила многолетний конфликт между иранской армией и, как считается, более привилегированным Корпусом стражей исламской революции. Бригадный генерал КСИР Хаджизаде фактически обвинил Генштаб Ирана в сокрытии информации о поражении украинского самолета ракетой, отметив, что полеты гражданской авиации после инцидента не были запрещены именно в отсутствие соответствующего решения руководства армии.

О последствиях противостояния двух серьезных военных сил Ирана говорит старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор Владимир Сажин.

Владимир Сажин старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор «Да, действительно, особенно в первые годы были серьезные противоречия между двумя компонентами вооруженных сил, между армией и корпусом. И дело доходило там, например, до драк, до взаимных убийств. Вот такая неприязнь между армией и корпусом оставалась, безусловно, и остается сейчас. Конечно, обострение есть, потому что это чрезвычайный случай, и будут проводиться расследования. Я не думаю, что это такой уж случай, который может существенно расколоть армию и КСИР. Верховному лидеру и верховному военно-политическому руководству Ирана удастся каким-то образом нейтрализовать возникающие совершенно естественным образом скандалы».

Примечательно молчание Израиля, которое ряд экспертов называют показательным, поскольку Иран представляет одну из главных угроз для еврейского государства в регионе. Официальные власти заняли выжидательную позицию, в то время как ситуация внутри страны постепенно накаляется. Говорит обозреватель израильского информационно-аналитического сайта «Детали» Марк Котлярский.

Марк Котлярский обозреватель израильского информационно-аналитического сайта «Детали» «Эта ситуация со сбитым самолетом, как считают в Израиле, она может послужить своеобразным триггером к тому, что массы иранцев выйдут на площадь. Учитывая тот факт, что в принципе и протестные настроения множатся и силятся, учитывая тот факт, что при подавлении последних протестов были убиты порядка полутора тысяч демонстрантов, могут дать разгневанным народным массам Ирана, считают в Израиле, новую причину выйти на улицу и требовать смены власти».

Британский премьер Борис Джонсон назвал признание Тегераном уничтожения по ошибке украинского самолета «важным шагом» и призвал к деэскалации.

Несмотря на признание своей вины, иранский Корпус стражей исламской революции возложил ответственность за катастрофу украинского Boeing на американцев. В свою очередь глава иранского МИД Зариф написал в Twitter, что военные допустили фатальную ошибку «в период кризиса, спровоцированного авантюризмом США». В Вашингтоне, напротив, уверены, что к гибели лайнера привели «безрассудные действия Ирана».

Расшифровка записей «черных ящиков» разбившегося Boeing пройдет во Франции. Зеленский уже провел переговоры с французским коллегой Макроном. На Украине дело о катастрофе будут расследовать по статьям «умышленное убийство двух и более людей» и «уничтожение самолета», сообщил офис генпрокурора.