С июля этого года инвестбанк Goldman Sachs не будет организовывать IPO для компаний, в совет директоров которых не входит хотя бы одна женщина, лицо нетрадиционной сексуальной ориентации или человек с небелым цветом кожи. Об этом в интервью CNBC заявил глава инвестбанка Давид Соломон. А к 2021 году банк потребует, чтобы таких людей в совете было двое.

Начнем с того, что в совете директоров Goldman Sachs 11 человек, в том числе четыре женщины. Но так повезло не всем. Тот же Давид Соломон напомнил, что недавно банк организовал IPO для 60 компаний из Европы и США, в советы директоров которых входили исключительно белые мужчины.

«Мы можем упустить несколько бизнесов, но я думаю, что в долгосрочной перспективе [разнообразие в совете директоров] это лучший вариант для компаний, которые через какое-то время хотят получать премиальную прибыль для своих акционеров», — приводит цитату топ-менеджера CNBC.

Возможно, это следует понимать так, что в будущем потребители будут с недоверием смотреть на компании, у руля которых не стоят геи, женщины или люди с разным цветом кожи. Но что делать, если ни геев, ни женщин, ни афроамериканцев или азиатов в совете директоров нет, задается вопросом президент компании «Московские партнеры», профессор ВШЭ Евгений Коган.

Евгений Коган президент компании «Московские партнеры», профессор ВШЭ«Ну, что нам, срочно иметь дежурного гея, который будет входить в разные советы директоров? Вы представляете себе ситуацию: срочный поиск гея. Или кто-то быстро и оперативно меняет пол и переквалифицируется в женщину или в гея. Понимаете, в совете директоров может быть вообще 100% женщин, а может быть ни одной женщины — это нормально, потому что это бизнес. Значит, получается, что будут дежурные женщины, если не хватает, входить в советы директоров и дежурные геи. Не потому, что они умные, и не потому, что они талантливые, а просто потому, что они женщины или геи».

Возникает и другой вопрос: а достаточно ли будет члену совета директоров просто назвать себя геем или инвестбанк потребует доказательств? Или можно ли будет хакнуть гипертолерантность и члену совета директоров мужского пола сказать, что в этот период времени, на данном жизненном этапе он чувствует себя женщиной? Как тебе такое, Goldman Sachs?

Если же говорить серьезно, то, что Goldman Sachs сейчас выступает с такими идеями, говорит не столько о том, что мир сходит с ума, сколько о том, что в развитых странах все хорошо, считает управляющий активами Международного фонда частных инвестиций Александр Душкин.

Александр Душкин управляющий активами Международного фонда частных инвестиций «Причина заключается в том, что экономика очень неплоха, потому что, когда в экономике тяжелая ситуация, никакое наличие или отсутствие меньшинств не беспокоит, потому что IPO не провести, вообще не провести. А так как у нас сейчас рекордная экономическая занятость, то эти темы всплывают. На мой взгляд, это действительно все серьезное лицемерие, потому что мы живем в мире, где за чертой бедности существуют миллиарды. Данная инициатива Goldman Sachs заключается как раз вот в проявлении этих тенденций. Они не могут говорить по-другому, потому что на них осуществляется давление со всех сторон такими же лицемерными политиками. Десять лет назад они бы в жизни это не стали обсуждать. Они сидели и думали бы, не обанкротится ли Goldman Sachs завтра?»

Россия отстает от Запада и по экономическим показателям, но, наверное, еще дальше мы от того, чтобы с глубоким пониманием и без язвительных шуток относиться к таким идеям. В этом плане крупным российским компаниям повезло выйти на первичное размещение, так сказать, до вступления в силу лимита на женщин и геев.

Ну а те, кто только собирается на IPO, наверняка знают, что помимо Goldman Sachs в мире есть и другие инвестбанки, способные провести размещение, не заглядывая ее руководителям под одеяло.