Сергей Собянин впервые сказал о «пятнах» радиоактивного заражения рядом с зоной строительства одного из участков Юго-Восточной хорды. Помешать стройке это не должно — зараженную землю пообещали рекультивировать.

Ситуацию с хордой уже почти год обсуждают местные жители и экоактивисты. Они опасаются, что радиоактивные отходы попадут в воду и воздух. Хорду хотят строить рядом с ядерным могильником Московского завода полиметаллов. Поблизости Москва-река, парк «Коломенское», платформа Москворечье, дома.

Мэр Москвы 24 января заявил, что никаких альтернатив строительству нет. При этом он пообещал программу рекультивации склона около завода, а зараженный грунт можно будет вывезти за пределы города.

Ранее чиновники неоднократно отвергали информацию о завышенном радиационном фоне в этом районе. Например, в октябре заммэра по строительству, теперь вице-премьер Марат Хуснуллин говорил «Интерфаксу»: «Строительство в зоне радиоактивного влияния уголовно наказуемо. Вы что, считаете, что у нас госзаказчик в тюрьму пойдет? За хорду никто сидеть не будет».

Важен сам факт нового заявления Собянина, говорят местные жители и активисты. Но они волнуются: власти собираются рекультивировать землю только на северо-восточном склоне Москвы-реки. Но серьезные нарушения есть и на юго-восточном, у железной дороги, рассказывает депутат района Печатники Сергей Власов.

Сергей Власов депутат района Печатники «Мы сами проводили замеры, специалисты приезжали. Это все зараженный грунт, есть пятна, есть очаги. Исследования склона — это то, что должно делаться в первую очередь, до начала строительства. Этого мэрия нам не предлагает, к сожалению. Они хотят тут нахрапом продавить то, что изначально задумали. И еще такой важный момент. Правительство Москвы утаивает, что вокруг завода полиметаллов установлена санитарно-защитная зона, в 2009 году еще, в 2018 году ее должны были внести в публичные реестры, но почему-то этого не произошло. Это сразу накладывает ряд юридических барьеров для строительства магистралей. Об этом в ноябре буквально только узнали активисты, получили ответы от «Росатома».

Сергей Собянин написал: в ближайшее время правительство Москвы заключит договор с ФГУП «Радон» о реализации полномасштабной программы рекультивации. Связаться с сотрудниками этого предприятия на момент публикации материала не удалось.

По данным The Village, «Радон» уже несколько лет очищает территорию Московского завода полиметаллов, но работы ведутся крайне медленно: ежегодно вывозится лишь 15 кубометров отходов. Тем не менее опаснее оставлять загрязнения, чем их дезактивировать, считает генеральный директор компании «ТехноТерра» Владимир Решетов.

Он был на месте могильника. Говорит, что технически дезактивация возможна и безопасна для жителей. Правда, процедура дорогая. Кубометр сейчас может стоить около нескольких сотен тысяч рублей. Каков объем таких отходов конкретно на этом участке, непонятно. Куда будут вывозить такие отходы? Ситуацию комментирует Владимир Решетов.

— Вся мусорная реформа имеет оговорку — за исключением радиоактивных отходов. Это отдельная строка, и здесь национальным оператором выступает либо «Росатом», либо другие структуры, имеющие лицензии. Это совершенно никак не связано с мусором. А их у нас в стране немало — это и отходы атомной промышленности, и атомного судостроения, медицинские радиоактивные отходы, в том числе и отходы, которые накоплены были в предыдущий период, так называемый накопленный риск.

— Есть ли варианты, куда повезут?

— Конечно, есть варианты куда. В Москве — «Радон». Я работал с этим предприятием, выполнял радиационный контроль, в том числе в районе Сергиева Посада, поэтому представляю, как там все обустроено — абсолютно нормальное современное предприятие. Конечно, это не пойдет на свалку куда-то в близлежащие районы. Лицензия предполагает обращение с отходами — есть такой термин. Будут какие-то технологические мероприятия. Те загрязнения, которые мы встретили, — это природные радионуклиды: радий, торий. Это, правда, то, что мы смогли проверить с поверхности. И, скорее всего, представляя специфику завода прежних лет, там не будет продуктов деления и продуктов активации. Поручиться за это не могу, но мы не встречали.

Активисты, выступающие против строительства хорды, продолжают круглосуточные дежурства возле платформы Москворечье. Они организовали мобильный штаб. Местные жители говорят, что строительные работы уже идут со стороны микрорайона Курьяново. Там подготовили площадки под опоры моста.