Потенциально заболевшим редко предлагают выбрать медучреждение. Коммунарка уже слывет элитной клиникой, которая «похожа на четырехзвездочный отель», туда госпитализируют далеко не всегда. Много хороших отзывов о Склифе, о научных медицинских исследовательских центрах, есть положительные комментарии пациентов 67-й больницы.

Некоторые слушатели Business FM жаловались на условия в Первой инфекционке на Волоколамском шоссе: старый ремонт, отсутствие душа, много пациентов в палате, медсестры, которым не делают тесты.

Были не лучшие истории из челюстно-лицевого госпиталя ветеранов войн на Шаболовке, который перепрофилировали под коронавирус. В частности, «Ведомости» публиковали рассказ одного из пациентов про «невнятный прием», «непонятное лечение» и «отсутствие врачей».

Business FM нашла другого выздоровевшего. Михаил Нефедов, который вернулся из путешествия на круизном лайнере, попал туда по скорой. В приемном отделении быстро оформили, положили в четырехместную палату, условия — на четыре с плюсом, рассказывает Михаил.

«Нас там было двое. У человека, который был со мной, была ангина. Он очень удивился, потому что к нему подселили человека с подозрением на коронавирус. Он испугался, пошел звать докторов. Говорит: «Как так?» А ему объяснили, что «в этой больнице в любом случае огромный риск заразиться, поэтому переболеете, значит, коронавирусом». Через четыре-пять дней у меня пришел отрицательный анализ на коронавирус. У соседа немножко отлегло, но в то же время ко мне пришел врач и потребовал, чтобы я поехал в реанимацию по некоторым показателям. Я отказался от реанимации, а вот через день ухудшение пошло, и меня забрали в реанимацию уже без моего разрешения. А в реанимацию я не хотел ехать, потому что у меня еще не пришел анализ на COVID-19, а в реанимации лежали три человека достаточно сложные. Мне было страшно, если у меня нет COVID-19, то попадать в реанимацию мне не хотелось. И вот успел прийти отрицательный анализ на коронавирус, и меня поместили в отдельный реанимационный блок. Лежал, подключенный к огромному количеству оборудования. Медсестра, в возрасте уже, меня выходила. Она мне показала упражнения, которые мне надо делать, как надо подышать правильно, она мне массаж делала, простукивала».

По словам Михаила, который пролежал в госпитале 17 дней, в его палате чуть ли не ежедневно собирался консилиум врачей. Еще один нюанс непрофильных клиник — сотрудников приходится спешно перепрофилировать.

По словам источника Business FM в одном из национальных медицинских исследовательских центров, медперсонал перед вводом клиники в число коронавирусных проходит экстренное пятидневное переобучение. То же самое в некоторых частных клиниках, рассказывает Леонид Севастьянов, который лечился от коронавируса в госпитале Лапино «Мать и дитя».

«Конечно, условия очень хорошие были, и лечение очень хорошее было, но там немного дороговато, поэтому здесь уже надо соотносить качество лечения с готовностью оплатить последующие счета под миллион рублей с человека. Врачи оказались высококлассными, несмотря на то, что у них вся инфраструктура на базе акушерских услуг. Там даже не санитарки были, и не медсестры, а акушерки. Они как-то быстро переквалифицировались. В принципе, там оказывали очень высококачественную помощь, врачи были всегда доступны».

В целом составление рейтинга больниц — не очень объективное занятие. В состоянии разной степени тяжести люди обращают внимание на разные нюансы, а следовательно, их впечатления от лечения отличаются.

С 15 апреля по распоряжению правительства под коронавирус должны переоборудовать еще пять клиник: четыре национальных медицинских исследовательских центра и Федеральное бюро медико-социальной экспертизы. Это еще около 830 коек. Во вторник, 14 апреля, открыли стационары на базе частной клиники «К+31 Сити» и клинической больницы имени Спасокукоцкого.