Правительство ввело ограничения на продажу масок и перчаток и назначило единого контролера поставок. Постановление за подписью премьера Михаила Мишустина опубликовано на сайте кабмина, оно уже вступило в силу.

Теперь продавать определенные медизделия смогут только лицензированные аптеки. В перечень товаров вошли маски, респираторы, перчатки, марля, комплекты защитной одежды для медиков. Причем аптеки не имеют права сильно завышать цены. Второе нововведение — федеральным координатором всех поставок станет корпорация «Росхимзащита», которая входит в «Ростех».

Ранее спикер Совфеда Валентина Матвиенко заявила, что производить маски можно будет предприятиям без лицензии, достаточно направить заявку. Получается, на производство лицензия не нужна, а на продажу будет требоваться? И поможет ли новый указ обуздать теневой рынок продаж и огромные наценки? Об этом Business FM поговорила с директором по развитию аналитической компании RNC Pharma Николаем Беспаловым.

— Да, действительно, будет уполномоченная компания, которая будет заниматься реализацией данных видов продукции, но речь идет только о медицинских масках и медицинских респиратора, и не будет касаться никоим образом всей той продукции, которая предназначена приблизительно для того же самого, но медицинским изделием не является. Как таковых масок в аптеках, я думаю, не появится, по крайней мере, значимо ситуация с наличием масок не улучшится, теневой сегмент как был, как работал, так и продолжит свою работу.

— Как это решение стыкуется с недавним высказыванием Матвиенко о том, что неплохо бы как раз отдать производство масок и антисептиков компаниям без лицензий?

— То, о чем говорила Матвиенко, это правильно. Действительно, маска выполняет свою функцию в определенных рамках, но при правильном использовании она позволяет минимизировать вероятность заражения. По большому счету без разницы, кто занимается производством этой маски, если она выполняет эту барьерную функцию.

— Установили ограничение в 10 копеек на каждом этапе перепродажи. Это борьба с удорожанием медтоваров? Поможет ли она?

— Это действительно попытка регулировать цены, но проблема же касается сейчас не только медицинских масок. То есть, допустим, на медицинские маски установят эти ограничения, а все, что касается общебытовой продукции, там этих ограничений не будет. Маски как были, так и останутся в продаже, различные ИП или интернет-магазины точно так же будут предлагать эти маски по ценам, завышенным в десятки раз, и проконтролировать, как какой-то ИП Пупкин продал маски, естественно, никто не в состоянии.

По поводу цен — в указе уточняется, что «для каждого этапа цепи поставок размер оптовой надбавки не должен превышать 10%». В эту сумму входят как себестоимость медизделия, так и цена поставщика, а также прямые таможенные, транспортные и логистические расходы. Аптеки смогут добавить не более 10 копеек.

На практике это будет означать, что аптеки будут работать себе в убыток, говорит исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева.

Нелли Игнатьева исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей «На сегодняшний момент масок уже давно нет у поставщиков. Нам сегодня поставщики не предлагают ничего, кроме предоплаты, и они вдруг исчезают в никуда, забрав деньги, и не поставляют нам ни маски, ни деньги. Аптеки имеют право продавать исключительно маски, которые зарегистрированы в рамках законодательства РФ как медицинское изделие. Эта маска будет стоить, если мы самостоятельно, аптечные сети, ввезем эти маски, 35 рублей 10 копеек, это себестоимость маски. Дальше эта маска попадает в аптеку. Мы имеем право делать наценку не более 10 копеек. Мы делаем наценку 10 копеек, при этом, отпуская населению эту маску в установленных этих правилах ценообразования, мы заплатим эквайринг банку. Ставка эквайринга нас обязывает с этой стоимости 70 копеек заплатить банку при торговой надбавке нашей 10 копеек. Это говорит о том, что для того, чтобы обеспечить максимально доступными по возможности в сегодняшней реальной экономической ситуации масками наше население, необходимы нам, аптекам, льготные ставки эквайринга, чтобы мы могли в эти 10 копеек обеспечить масками наше население».

Губернаторы должны в течение трех дней представить «Росхимзащите» сведения о наличии в своих регионах указанных медизделий. При этом дефицит масок и респираторов как в рознице, так и в онлайн-аптеках ощущается уже с начала февраля. Продавцы даже предлагают оформить предзаказ — до покупателя товары доходят в среднем за неделю.