Москва и область перейдут на пропускной режим уже 15 апреля. Разрешения нужны только тем, кто передвигается на транспорте, как личном, так и общественном. С понедельника, 13 апреля, пусть и с перебоями, москвичи все же получили себе 3 млн 200 тысяч пропусков. Уточняется, что более 90% — рабочие, а не разовые. Пусть они и выдавались по заявительному принципу, но будут в дальнейшем проверяться.

По данным оперативного штаба, уже понятно, что около 900 тысяч пропусков будет отозвано: в них оказались некорректные данные — имена, номера паспортов, ИНН и прочее. Интересно, каким образом эти сведения проверялись? И не окажется ли так, что гражданин узнает, что его пропуск аннулирован, когда ему будут выписывать штраф в 5 тысяч рублей? Эти вопросы Business FM задала депутату Мосгордумы, председателю комиссии по законодательству Александру Семенникову.

— Тотальная проверка 12-миллионного населения вряд ли возможна. Речь будет идти о каких-то выборочных мероприятиях. Здесь возможен весь арсенал, в том числе возможно связаться с руководством конкретной компании. Условно в компании все время представлялась отчетность, что там работают пять человек, а теперь пропуска получили 100 или 150. Это может вызвать вопросы. Другое дело, какие масштабы этих проверок.

— Если все-таки пропуск аннулирован?

— Я не думаю, что будут сложности с извещением, ведь и номер телефона оставляет заявитель, и электронную почту. Соответственно, придет сообщение о том, что ваш пропуск аннулирован.

Опрошенные Business FM бизнесмены по-разному получали пропуска для своих сотрудников. Кто-то составлял списки и подавал заявки заранее, кто-то столкнулся с подвисанием сайтов и ждал до следующего дня, когда ажиотаж утихнет.

Несмотря на то, что в указе мэра четко прописано, для каких категорий рабочие пропуска не нужны, не покидает ощущение, что все решили взять их себе на всякий случай. В мэрии, например, подсчитали, что реально требуемых рабочих пропусков должно набраться не более 1,5 млн. А значит, число аннулированных разрешений может увеличиться.

Военнослужащим, судьям, адвокатам, нотариусам, журналистам и охранникам достаточно служебного удостоверения, но на практике полицейские могут трактовать эти нормы по-своему. Так было, например, в случае с моим коллегой Сердаром Овлякулиевым.

«Я вышел из метро, недалеко был наряд, в форме, в масках. Подошли ко мне, вежливо спросили, почему я на улице. Я ответил, что просто вынужден, поскольку иду на работу. Сказали, что нужен пропуск, я сказал, что журналистам, вообще-то, можно. «Покажите документы, что вы журналист». Я достал пресс-карту, даже у меня был распечатан указ мэра, где говорится, что можно без пропуска ходить. Тут еще один сказал, что журналисты должны иметь задание, и я сказал, и один из сержантов сказал, что я иду на работу, на работе и получу задание. Я сказал: «Спасибо, ребята, я на работе работаю, ведущий новостей, никак не могу бросить». На этом мы попрощались и разошлись».

С цифровыми пропусками есть несостыковка. Если с разовыми все понятно — они действуют сутки, и там надо указывать точку назначения, то рабочие, как оказалось, действуют по всей Москве и никак не ограничивают человека в передвижениях. Об этом в эфире «Эха Москвы» заявил глава департамента информационных технологий Эдуард Лысенко.

Его переспросили два раза. А вот в своем блоге Сергей Собянин пишет другое: пропуск «разрешает поездки на работу и обратно, а также служебные разъезды, например, доставку товаров курьерами». Так где все-таки правда? Разъясняет депутат Мосгордумы Кирилл Щитов.

Кирилл Щитов депутат Мосгордумы «В пункте 3.2 сказано, что наличие удостоверения дает возможность находиться вне места проживания. Вот дословно, это и следует из текста указа. Трактовать: только лишь для поездок на работу или нет, в указе четко сказано: либо должен быть цифровой код как основание для нахождения вне места проживания, либо служебное удостоверение. Комментарий Лысенко, он говорил же, «для всех целей», точно прямо по букве указа сказал, все правильно».

В пункте 4.1 того же указа сказано, что рабочий пропуск позволяет передвигаться «без ограничений по количеству поездок и маршруту передвижения». Да и на практике, как кажется, вряд ли полицейский будет выяснять, почему кто-то добирается на работу не по Волоколамскому, а по Ленинградскому шоссе.

Времени просто не будет — плотность проверок обещают сделать очень высокой. ГИБДД, к примеру, уже с 15 апреля собирается проверять пропуска всех водителей, въезжающих в Москву, посты будут стоять на 160 въездах. Пока МВД просто предупреждает о возможности пробок, но тут скорее следует говорить о коллапсе.

По словам директора департамента информтехнологий Эдуарда Лысенко, проверяющие пропуска полицейские будут использовать спецустройства. После ввода 16-значного кода у них появятся сведения, активирован пропуск или нет. Кроме кода, при себе следует иметь паспорт, а вот справку с работы возить не надо.