Илон Маск не получает в Tesla ни зарплату, ни бонусы. У него есть только опцион, но зато какой. Он зависит от капитализации компании, а также выручки и прибыли. Чтобы получить первый транш, средняя рыночная стоимость за полгода должна была превысить 100 млрд долларов. И вот во вторник, 5 мая, это произошло.

Теперь Маск может выкупить 1,69 млн акций по 350 долларов за штуку. При этом на бирже они уже вдвое дороже — по 768 долларов. Таким образом, на этой разнице Маск может заработать свыше 706 млн долларов при продаже бумаг. Вот только в последнем финансовом отчете Tesla говорится, что гендиректор не сможет продать акции в ближайшие пять лет.

Как все это сочетается с твитом, который Илон Маск опубликовал 1 мая, когда назвал бумаги компании слишком дорогими и собственноручно обвалил их на 10%? Скорее всего, никак, и это одна из опасных шуток Маска. Дело в том, что при расчете использовалось среднее значение за полгода, и Маск, вероятно, понимал, что благодаря росту на 200% за год в скором будущем средняя капитализация превысит необходимые 100 млрд. А после твита цена все равно вновь вернулась к прежним значениям.

Теперь первый из 12 траншей опционов в его руках. Общая сумма этих премий сейчас оценивается в 50 млрд долларов. Это самое дорогостоящее соглашение в Штатах между советом директоров и гендиректором компании.

Кстати, пост председателя совета директоров Tesla Маск покинул как раз из-за твитов в 2018 году. Тогда в августе он написал, что собирается выкупить акции по цене 420 долларов за штуку, то есть с 20-процентной премией, с помощью заемных средств. При этом он добавил, что «финансирование обеспечено».

Потом Маск заявлял в Twitter, что собирается сделать компанию частной. В итоге Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) обвинила его во введении в заблуждение инвесторов и согласилась урегулировать конфликт только при условии, что он покинет пост председателя совета директоров в созданной им компании. Твиты Маска — отдельный вид риска.