Обновлено в 15:33

Федерация независимых профсоюзов России предлагает внести поправки в Трудовой кодекс, согласно которым работодателю придется компенсировать часть затрат сотрудникам на удаленке на электроэнергию, связь, программное обеспечение, пишут «Известия». Общая сумма таких затрат оценивается в 3000 рублей.

В проекте поправок о временной удаленной работе указано: между работодателем и сотрудником нужно оформить дополнительное соглашение. В нем нужно прописать порядок рабочего дня на удаленке: какое время должно считаться рабочим, когда сотрудник должен быть на связи, как отчитываться о проделанной работе.

Business FM узнала у работодателей и сотрудников, что они думают о таких предложениях. Основатель и гендиректор компании Unim Алексей Ремез считает инициативу преждевременной.

Алексей Ремез основатель и гендиректор компании Unim «Существенных проблем с удаленной работой нет. Там, где это возможно, люди продолжили работать в том же режиме, что и ранее. Там, где это невозможно, люди не перешли на удаленку. Работодатели, которым комфортна такая организация труда, видимо, частично или полностью продолжат работать в таком же режиме и после снятия ограничений. Тех, кому это не подходит, я думаю, все-таки будет большинство, это уже видно по рынку, многие уже возвращают своих сотрудников в офис, они не продолжат [удаленно работать]. Говорить о том, что сфера срочно требует изменения регуляторики, мне кажется, нельзя. Возможно, назреют какие-то проблемы. Например, аспект, связанный со снижением трудоспособности из-за того, что у человека не происходит смена рабочей и домашней обстановки. Такая проблема существует, наверное, не у всех, и, возможно, это назреет, но говорить, что прямо сейчас требуются изменения в Трудовой кодекс, мне кажется, преждевременно. Там, где это необходимо, это будет как-то регулироваться рынком. Так или иначе все эти платежи могут быть просто включены в размер заработной платы».

Журналист из Москвы Алина отмечает, что расходы, связанные с оплатой счетов, действительно выросли, но при этом существенно сократились траты на обеды вне дома.

Алина журналист «С переходом на удаленную работу мои расходы заметно сократились: я перестала платить за обеды на работе, не захожу по пути в какие-нибудь магазины, не покупаю кофе с собой. Выросли расходы на электричество, потому что я постоянно нахожусь дома, включаю ноутбук и телефон в розетку, включаю теплые полы, жгу свет, естественно, но расходы в целом сократились, несмотря на увеличение платы за электричество. Я стала готовить дома, и это получается дешевле. По времени мой рабочий день практически не изменился, у меня изначально не было четко прописанного времени работы, я с коллегами и так на связи практически круглосуточно всегда была, меня это устраивает. И сейчас в принципе ничего не изменилось. Приходится чаще созваниваться, выходить в видеоконференции и так далее, но я не заметила, чтобы по времени стала работать намного больше. Я бы хотела, чтобы удаленка осталась со мной и после окончания карантина».

Сотруднице «Мегафона» Анне Поповой с переходом на удаленку стало легче контролировать свой бюджет. Расходы на транспорт и питание вне дома выпали, и даже получается что-то откладывать, рассказывает Анна.

— При переводе на удаленную работу у меня лично не выросли затраты на услуги, коммунальные платежи, даже наоборот, стало легче контролировать свой бюджет. Выпали такие расходы, как транспорт, постоянное питание где-то вне дома, даже стало легче на что-то откладывать. Мой рабочий компьютер забрала с собой домой.

— Говорят, что работники на удаленке испытывают проблемы с организацией рабочего дня: им приходится быть постоянно на связи, участвовать в бесконечном количестве конференц-колов, нет какой-то четкой границы, когда человек работает, а когда нет.

— Мне кажется, что это не зависит от удаленной работы. Я работаю в такой команде, где просто иногда приходится отвечать на звонки в нерабочее время, это считается нормальным делом. Поначалу, может быть, были какие-то неудобства с переходом на удаленку и проблемы с организацией, но достаточно быстро все это прошло. Я стараюсь урегулировать это со своими коллегами, договориться с ними о том, чтобы решать задачи все-таки в рабочее время.

Сотрудница рекламного агентства Анастасия поддерживает идею возмещать работникам часть расходов, так как ее доходы сократились.

— У меня в целом доходы сократились на 40%, поэтому я считаю, что компенсировать расходы на электроэнергию и так далее — это хорошая идея. Я подключаю очень много устройств, трачу много на связь. Мне привезли стул и стол. Замечательная инициатива нашего работодателя — вызвать нам доставку и такси, если понадобится забрать какие-то документы из офиса.

— Чем работодатель объяснил понижение зарплаты?

— Это специфика моей сферы. Конечно, мы напрямую зависим от наших клиентов. Чтобы никого не увольнять, как сказал работодатель, нам урезали зарплату. Мне сократили рабочий день. Вместо восьми-девяти часов, которые я работала, включая обед, я стала работать официально шесть часов в день. Однако у нас такая специфика, что клиенты могут в разное время суток писать комментарии, задачи. И их приходится выполнять. Так или иначе, продолжаешь работать в том же режиме, в котором ты работал, из-за этого происходит выгорание.

Кроме того, документ предлагает выделить категории людей, имеющих преимущественное право перейти на удаленку. Это сотрудники с детьми младше 14 лет, инвалиды, пенсионеры по возрасту, студенты-очники и люди, ухаживающие за инвалидами или длительно болеющими родственниками.

Получить комментарий от Федерации независимых профсоюзов России на момент публикации материала не удалось.