В соцсетях появились фотографии из многолюдных очередей в многофункциональные центры. Сейчас МФЦ работают не все и принимают только по предварительной записи с назначенным временем.

В МФЦ Басманного района очередь начинается на улице. При этом нельзя сказать, что людей очень много — всего человек 20. Посетители поначалу стараются соблюдать социальную дистанцию. Однако уже на входе ситуация меняется.

На лестнице слишком тесно — разойтись с сотрудниками МФЦ или же другими посетителями, которые уже получили нужные им услуги, крайне сложно. Все вновь прибывшие встают в живую очередь, поскольку не у всех получается записаться в МФЦ онлайн: то сайт висит, то нет временных слотов, рассказал один из посетителей Басманного МФЦ Филипп.

«Нет окон для записи, они просто не высвечиваются. Галочек, чтобы можно было записаться на какое-то время, нет, пусто, не кликабельно, просто чистый лист. Я пытался звонить, но они разводят руками — записывайтесь через сайт».

В самом МФЦ все в масках и перчатках — как сотрудники, так и посетители. Окна работают через одно, чтобы обеспечить социальную дистанцию. Периодически выходит сотрудник центра и просит собравшихся на лестничной клетке ждать своей очереди на улице. Тех, кто пришел без записи, принять могут, но только при условии, что кто-то из записавшихся не явился, рассказал посетитель Басманного МФЦ Анатолий. Он смог получить необходимые документы в центре без записи.

«Они говорят: записывайтесь, почему вы не могли записаться? Они удивляются, почему мы записались, но никто же обманывать не будет, все пробовали и не смогли записаться. Тем более сказали, что сейчас уже возможно, и по телефону сказали, что возможно. Я бы так не приехал, я бы продолжал пробовать записаться. Мне сказали, живая очередь, и еще в каком-то МФЦ, где тоже нормально принимают. Очередь живая есть, но ты можешь простоять, и пройдем ли мы сегодня — неизвестно. Если будет поток идти все по записи, естественно, мы не сможем, а так вот прошли».

Сложнее всего оформить электронную запись пожилым: у кого-то нет дома компьютера, кто-то просто не смог разобраться с сайтом. Нина Владимировна пришла очно и просила записать ее сотрудников центра. Те после довольно продолжительных уговоров пошли навстречу. И это не единственный случай, рассказывает Нина Владимировна.

«Приехали пожилые женщины, у которых кончилась социальная карта, и они не могут воспользоваться бесплатным проездом. У них безвыходная ситуация. Их начали принимать только после споров. Им пришлось за себя постоять».

Сейчас в Москве открыты 88 МФЦ из 130. Они, по словам мэра, «достаточно равномерно распределены по городу». Жителям, чей центр еще закрыт, предлагают пойти в другой. Например, посетителей Красносельского МФЦ примут в Басманном, таблица опубликована на сайте mos.ru. Правда, посетители жалуются, что она запрятана в недра сайта, и многие после безрезультатных поисков узнавали всю интересующую их информацию по телефону. Вопросы оставались и после звонка.

Зачем открывать МФЦ в таком шахматном порядке, почему не открыть все сразу, избежав очередей и путаницы? Мнение директора Центра политологических исследований Финансового университета Павла Салина.

Павел Салин директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ «Видимо, есть опасения, что на плато эпидемиологическая ситуация вышла, но никуда с этого плато спускаться не собирается, и малейшее возникновение точек скопления людей, какими являются МФЦ, будет способствовать ухудшению этой ситуации. Поэтому, с одной стороны, МФЦ нельзя не открывать. С другой стороны, по мнению столичных властей, откроешь меньше МФЦ — меньше людей придет. Откроешь больше — придет больше людей и больше друг друга перезаражают».

В обычные дни МФЦ посещают до 70 тысяч человек. В день открытия центров, 25 мая, в них пришли около 20 тысяч москвичей, и тогда тоже были очереди.

На момент публикации материала получить комментарий МФЦ Басманного района не удалось.