Цены на бензин готовятся к рывку вверх
Накануне начала сельскохозяйственного сезона правительство традиционно готовится оказать поддержку сельхозсектору, добившись снижения цен на дизельное топливо. Но это может, как и в прошлые годы, отозваться ростом цен на другие виды горючего
Читать на полной версииНакануне начала сельскохозяйственного сезона правительство традиционно готовится оказать поддержку сельхозсектору, добившись снижения цен на дизельное топливо. Но это может, как и в прошлые годы, отозваться ростом цен на другие виды горючего.
На днях первый вице-премьер Виктор Зубков заявил, что правительство в течение недели проведет переговоры с крупнейшими нефтяными компаниями и добьется снижения цен на поставляемые селу горюче-смазочные материалы (ГСМ) и нефтепродукты. «Мы просим снизить их на 10–15%», — заявил он. Аналогичное давление на нефтяников было оказано в 2009 году после того, как глава правительства Владимир Путин назвал необоснованным предшествовавшее сельхозсезону январское и февральское повышение цен на нефтепродукты.
Между тем, аналитики «Кортеса» считают, что именно давление властей на производителей обусловило рекордный рост цен на бензин прошлым летом, приведя к тому, что одновременно с удешевлением дизтоплива подскочили другие виды горючего. Так, 92-й бензин стоил тогда 25–26 тысяч рублей за тонну, хотя мог бы быть, по расчетам аналитиков, на 2,5 тысячи рублей дешевле.
«Во всяком случае, прошлым летом именно так и было, и намерение поставщиков топлива компенсировать свои потери абсолютно понятно. Ведь они живут не от какого-то одного вида нефтепродуктов, а от всей корзины», — пояснил механизм возможного ценового всплеска директор по развитию и маркетингу центра «Кортес» Павел Строков.
В настоящее время цены на бензин и дизтопливо уже начали расти почти во всех федеральных округах. Рост заметен и на спотовом рынке, и, по данным ИАЦ «Кортес», на 5 февраля средние по РФ цены на автобензин Нормаль-80 составили 18,778 тысячи рублей за тонну (+73 рубля), на Регуляр-92 — 21,52 тысячи (+154 рубля), а на Премиум-95 — 22,904 тысячи рублей (+24). Возможно, дальнейшую траекторию поведения рынка указывают наметившиеся пики отпускных цен НПЗ: на некоторых из них за минувшую неделю тонна автобензина подорожала на 300–500 рублей.
Розничные цены на заправках пока остаются практически неизменными. Так, средние по России цены АЗС составили: на Нормаль-80 — 18,94 рубля за литр (+0,03 рубля), на Регуляр-92 — 21,5 рубля (+0,01), на Премиум-95 — 23,35 рубля (+0,04). Но давление на розницу будет нарастать, и скоро в этом сегменте цен могут также прийти в движение.
Но ценовое спокойствие остается хрупким. «Скорее всего, цены в рознице останутся относительно постоянными еще 1-1,5 месяца. Но такое будет возможно, только если условия на рынке не изменятся, и не произойдет ничего экстраординарного», — считает Павел Строков.
Что касается предсказания поведения цен на более длительный период — то это занятие неблагодарное, так как на него влияет слишком много факторов. «К сожалению, нельзя рассчитать цены в рознице, исходя из мировых цен на нефть, предположив, например, что при цене 70 долларов за баррель они и дальше будут сохраняться на достигнутом уровне, а при повышении, скажем, до 80-ти долларов — вырастут на рубль. Это было бы слишком просто. Но есть дополнительное воздействие инфляции, уровня спроса-потребления и других переменных», — отметил аналитик.
Противовесом административным методам регулирования могли бы стать рыночные механизмы. Так, в феврале биржа «Санкт-Петербург» совместно с Группой РТС запустит новый инструмент: расчет фьючерсных контрактов на летнее дизельное топливо, котируемое в рублях. Контракт не предполагает осуществления поставки и исполняется путем финансовых взаиморасчетов, гарантом которых выступает Клиринговый центр РТС. Организациям, совершающим операции на российском спот-рынке нефтепродуктов это даст возможность хеджировать свои операции в целях снижения рисков неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры на летнее дизельное топливо в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Впрочем, очевидно, что воздействие биржевых инструментов на рынок нефтепродуктов еще долгое время будет ограничено, а его поведение в долговременной перспективе будет определяться правилами игры, которое правительство устанавливает для крупнейших ВИНКов.
Однако в проигрыше оказываются в основном автолюбители. Так известно, разрабатываемая Минэнерго, ФАС и нефтяными компаниями формула предельной цены на нефтепродукты будет привязана к мировым ценам на нефть. Но формула установит предел только для оптовой сферы и в случае рекордного роста цен на заправках применяться не сможет.