В Минпросвещения за две недели до 1 сентября конкретизировали правила работы школ после пандемии. Изначально со ссылкой на министерство просвещения ТАСС сообщил: учителя будут обязаны носить защитные маски. Если преподаватель не выполнит требование, родители могут пожаловаться в администрацию учебного заведения.

Позже министерство пояснило в комментарии РБК: такого предписания нет. Вопрос масок для учителей будет зависеть напрямую от эпидситуации. Решать его будут на региональном и муниципальном уровнях. Вести по шесть-семь уроков в маске очень сложно физически, говорят учителя. Более того, например, при изучении иностранных языков важно, чтобы дети видели артикуляцию педагога.

Учащиеся будут носить маски, только если на этом настаивают их родители. Мама четверых школьников, председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец своим детям маски давать не будет.

Ирина Волынец председатель Национального родительского комитета «Даже если школа будет обеспечивать масками и контролировать режим ношения, замены, это огромное обременение. В маске трудно дышать. Если учитель в маске, то учителя просто может быть не слышно. И вообще, учитель в маске выглядит скорее как недоразумение, и в какой-то степени это даже может в глазах каких-то детей, например старшеклассников, дискредитировать его образ».

Мэр Москвы Сергей Собянин несколько дней назад обрисовал ближайшее будущее московских школ: никаких линеек, усиленная дезинфекция, термометрия при входе, наблюдение за состоянием учителей и учащихся, ограничения по передвижению внутри школы. То есть дети будут сидеть в одном и том же кабинете весь день, исключение — только для посещения лабораторных кабинетов на уроках физики и химии, а также кабинетов труда.

С одной стороны, такое долгосрочное пребывание в одном классе сложно представить, особенно для активных школьников младших и средних классов, а в каждом классе в среднем 30 человек. Также наверняка потребуются дополнительные сотрудники, которые будут следить за учениками на переменах, когда меняются учителя. С другой стороны, лучше так, чем дистанционка, считает директор московской гимназии № 1409 Ирина Ильичева.

— Мы сейчас выйдем 1 сентября, посмотрим, как это все будет происходить. Если нужно будет вносить какие-то коррективы, это же живой организм — школа, будем делать все возможное, чтобы было комфортно детям.

— А учителям переходить из класса в класс, брать с собой дидактические материалы?

— Думаю, что это не самое страшное. Во-первых, у всех учителей помимо дидактических материалов есть Московская электронная школа, в которой на сегодняшний момент собран весь материал по подготовке учителя к урокам, и ничего носить-то даже не надо из кабинета в кабинет. Но даже если и придется это делать, любой учитель вам сейчас скажет, что лучше он пойдет в кабинеты с дидактическими материалами, чем будет по пять-шесть уроков не видеть детей вживую.

По рассказам некоторых родителей, из-за ограничений еще до режима самоизоляции в марте учеников, которые изучают разные языки, оставляли в одном кабинете и проводили урок, например, английского и немецкого вместе. Учитель английского языка из Санкт-Петербурга Марина Балуева слышала о такой практике от коллег.

Марина Балуева учитель английского языка «Я вообще не понимаю, что это будет за урок. Это значит, что они будут догонять программу самостоятельно, и это даже хуже, чем дистанционка, когда ребенок сидит дома и все-таки он как-то, но учится. Даже с одним языком, если будут две группы совмещенными, это уже значит, что урок некачественный, потому что при изучении иностранного языка требуется постоянная практика разговорная. Опросить такое количество детей и дать им возможность разговаривать в течение урока — никак этого не добиться, это все формальное пребывание детей в школе».

В некоторых регионах, например в Башкирии и Ульяновской области, уже объявили, что перемены в школах будут плавающими, чтобы в коридорах не было скопления детей.