В отличие от других кинофорумов, Берлинале ориентирован на трендовый геополитический кинематограф. Отказ от гендерного разделения — прецедент для европейских фестивалей класса А. Это центральные киносмотры мирового значения. На некоторых менее именитых фестивалях давно отказались от деления или его в принципе никогда не было — просто награждали за лучшую роль. Самый яркий пример — американский «Сандэнс».

Кто-то предположил: Берлинале таким образом будет экономить на наградах. Но статуэтки «Серебряного медведя» и денежные призы в несколько десятков тысяч евро — малая толика в расходах организаторов. Просто гендерно-нейтральные награды — необходимая мера в сегодняшней реальности, убежден кинокритик проекта The City Егор Москвитин.

— Есть много фильмов, в которых мы затрудняемся ответить: как себя идентифицируют герои? Давно уже пора перестать думать, кто круче: Аль Пачино или Мэрил Стрип. Гораздо интересней посмотреть, как все будут смотреться вместе, в каком-то едином зачете. С точки зрения абстрагирования от правил именно анализа кино, восприятия, наверное, это правильный шаг.

— Остальные фестивали потихоньку будут подтягиваться к этому тренду?

— Я думаю, нет, потому что между европейскими фестивалями всегда есть большая разница в позиционировании. Это относится и к их повестке, и к источникам контента, будь то стриминги или прокатные студии. Поэтому я думаю, что в какое-то время Берлинале останется единственным в своем роде таким фестивалем. А дальше все будут смотреть на реакцию, потому что такая хорошая, благородная идея тут же может столкнуться с какими-то проблемами.

В этом году киносмотр, в отличие от многих других, успел пройти до пандемии. У фестиваля сменились худрук и директор. Возможно, отмена наград за лучшую мужскую и лучшую женскую роль — просто эксперимент со стороны дирекции. Если реакция сообщества на нововведение будет негативной, через пару лет призовая политика вернется на круги своя. Подобного рода ограничения в призах в дальнейшем могут плачевно сказаться на развитии, в частности, немецкого кинематографа.

Как будто жалеют наград для актеров, считает журналист, член Союза кинематографистов России Мария Безрук. Она надеется, что другие киносмотры не возьмут пример с Берлинале.

Мария Безрук журналист, член Союза кинематографистов России «В первую очередь это показывает какую-то убогость и отсутствие денег у фестиваля. В противном случае совершенно непонятно, зачем обделять актеров или актрис, заставляя жюри выбирать между мужчиной и женщиной. Можно догадываться о причинах такого нововведения. Отрыжка ли это движения Me Тoo — той трепки, которую устроили дамы мирового кинематографа всей мировой кинематографической индустрии? Проявление ли это телодвижений, которые проводит ЛГБТ-сообщество? Делать акцент ни на одной из них мне бы не хотелось. В масштабе возможностей финансовых фестиваля это секвестирование выглядит каким-то жлобством».

Следующий кинофестиваль в Берлине состоится в 2021 году. Помимо того что упразднили гендерные номинации, также отменили награду имени Альфреда Бауэра. Это первый директор Берлинале. В начале года появилось расследование Die Zeit, в котором говорилось, что Бауэр в начале 1940-х годов был связан с национал-социалистами и занимал пост в дирекции кино рейха. Вместо приза имени Бауэра появится новая премия — приз жюри.