ФСИН планирует решить вопрос с тюремными кол-центрами за 3 млрд рублей. Такую сумму ведомство намерено запросить у государства на «глушилки» связи в пенитенциарных учреждениях. Об этом сообщает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на несколько источников: в самой службе, правительстве и «Ростехе».

Топ-менеджер госкомпании рассказал о нескольких возможных способах решения проблемы: где-то применять «экранирование сигнала, где-то — генераторы выборочных помех». В последнем случае устройство будет постоянно сканировать эфир и при обнаружении устойчивого сигнала создавать помехи.

Насколько эффективной выглядит идея в борьбе с псевдобанковскими кол-центрами в местах лишения свободы? Мнение технического директора компании RuSIEM Антона Фишмана.

— Технологии давно известны, давно применяются. Насчет выборочной блокировки устойчивого сигнала — это так себе. Но полное экранирование поможет. В Москве в некоторых местах, например рядом со зданиями правоохранительных органов, эта технология также применяется. Минус этой технологии я вижу только один: люди в тюрьмах, которым разрешено пользоваться мобильной связью, не смогут этого делать. Минус, наверное, еще в том, что это все-таки не панацея, не глобальное решение проблемы. Фейковые кол-центры существуют не только в тюрьмах. Но тюрьмы — это большая их часть, потому что там люди собрались, которые на это морально заточены.

— Рядом могут находиться жилые дома, учреждения. Можно так все настроить?

— На самом деле, неудобства, конечно, будут. Если это хорошо продумать, то можно подойти так, чтобы создать минимум дискомфорта близлежащим домам.

— 3 млрд рублей — это немаленькая сумма.

— Эта цифра не кажется заоблачной, завышенной. Она кажется реалистичной.

С тем, что «глушилки» связи не панацея в борьбе с мошенническими кол-центрами в тюрьмах, согласен также член общественно-экспертного совета по правам человека при уполномоченном по правам человека в Москве, председатель АНО «Опора нации», который сам 19 лет провел в заключении, Михаил Сенкевич.

— Поймите, масса телефонов, посмотрите на сайте ФСИН, они там десятками сами изымают, изымают эти телефоны пачками, мешками. Какие сигналы ты будешь отслеживать? Эти сигналы будут с каждой камеры постоянно. Самое главное, чтобы не тратить миллиарды рублей, надо просто жестко пресечь этот преступный бизнес. Этот бизнес поставлен на широкую ногу. Сотрудники получают мизерную плату, и велик соблазн принести эту трубку и получить за нее 15 тысяч, 10 тысяч — тарифы разные.

— А как это вообще организовано?

— Под контролем оперативников, без них ничего не будет. Значит, надо работать с оперативным составом, и надо раз и навсегда пресечь это. В «Матросской Тишине» это освещалось, там роутеры стояли, чего там только ни стояло.

— По вашим оценкам, во многих тюрьмах такая деятельность ведется?

— Я не могу сказать. Закрыли один, не исключена возможность, что где-то еще есть. Вышел с инициативой Сбербанк, потому что жалоб на мошенничество была масса. Они просто сделали биллинг и сказали: «Ребята, крутится все это над вашим зданием». Это же несложно сделать.

О том, что в «Матросской Тишине» работал подпольный кол-центр из заключенных, стало известно в июле этого года. Тогда в ходе совместной спецоперации ФСБ и СК задержали двух сотрудников СИЗО, которые организовали мошенническую схему. Они обеспечивали арестантов мобильными телефонами, сим-картами и интернетом. Сообщалось, что сотрудники изолятора заработали на обмане клиентов банков 5 млн рублей.