Обновлено в 20:02

Госдеп сообщил, что под санкции против «Северного потока — 2» могут попасть не только владельцы судов, укладывающих трубы, но и их партнеры. Например, компании, которые занимаются модернизацией этих судов. Или предоставляют другие услуги. И это довольно широкое толкование.

Например, «Академик Черский», который должен достроить Nord Stream 2, зайдет в Калининградский порт или, допустим, в немецкий порт Мукран. Значит ли это, что против морских гаваней введут санкции? С одной стороны, наше судно еще не начало укладку труб для последнего участка газопровода. Оно вообще бороздит просторы Балтийского моря в обстановке секретности. Но еще в августе американские сенаторы сообщили оператору немецкого порта, что если он будет поддерживать «Северный поток — 2», то ему грозит полное финансовое уничтожение. Хотя санкции непосредственно против портов пока не приняты.

Другой вариант: некая компания заправляет наше судно топливом. Она теоретически может попасть под санкции? Тоже окончательно не ясно. Нет сомнений в том, что американцы накажут непосредственного владельца «Черского», говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

Игорь Юшков ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности «То, что судно-трубоукладчик, суда снабжения, которые будут подвозить к нему трубы, или какие-то заправщики и другие обслуживающие суда, которые будут задействованы в достройке, попадут в черные списки, изначально было понятно, и иллюзий здесь никаких ни у кого нет. То есть «Газпром», Россия в целом, сознательно идет на нарушение санкций США, потому что достроить «Северный поток — 2» важнее, чем эти проблемы, которые вызовут санкции против судов, задействованных в строительстве».

Еще летом «Академик Черский» перестал входить в состав компании «Газпром флот» и перешел на баланс Самарского теплоэнергетического имущественного фонда, зарегистрированного в Петербурге. И это тоже острый момент. Американские власти предупреждали, что тот, кто сознательно предоставит судно для строительства, попадет под санкции. Значит, теоретически их могут ввести непосредственно против «Газпрома».

Еще один важный момент — страховка. В сентябре Международный клуб страховщиков, которые страхуют 90% судов в мире, отказался работать с кораблями, строящими «Северный поток — 2». И, возможно, «Академик Черский» покинул германские воды и так и не приступил к строительству именно из-за отсутствия страховки.

О том, какой может быть выход, рассуждает президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.

Игорь Юргенс президент Всероссийского союза страховщиков«Если это в наших национальных интересах и, безусловно, должно быть достроено, способом решения проблемы является страхование этого судна сначала компанией, которая уже санкций не боится. Условно, она находится под санкциями или что-то еще в этом роде. Отечественная. И далее перестрахование ее в российской национальной перестраховочной компании, которая, собственно, и была создана для того, чтобы санкционные риски брать на себя».

Наши российские страховые компании работают с иностранными партнерами, и получить американские санкции они явно не хотят. Правда, есть опыт строительства Крымского моста. Его застраховала никому неизвестная Крымская первая страховая компания с активами в 210 млн рублей. И получила премию в миллиард. Вопрос только, устроит ли такой вариант Данию, в чьих водах будет достроен газопровод?

То есть проблем хватало и без разъяснений Госдепа. Правда, стоит отметить, что куда важнее были бы комментарии американского Минфина, который непосредственно отвечает за санкции. Но от него свежих сообщений на эту тему пока не поступало.