Власти Москвы предложили магазинам, сетям быстрого питания и фудкортам ввести систему QR-кодов, сообщает РИА Новости со ссылкой на руководителя департамента торговли и услуг Алексея Немерюка. Пока мера озвучивается в виде рекомендации, но некоторые заведения и сети уже прислушались. Похожие противоковидные схемы есть и в других странах.

Законодателем моды на умную борьбу с вирусом стал Китай. Еще зимой, сначала в отдельных городах, а затем и по всей стране, была введена система тотального QR-контроля. Теперь каждый житель КНР не может выйти из дома без телефона с зеленым QR-кодом — его просто не пустят в магазин, ресторан или такси.

В теории система должна присваивать желтый код самоизоляции всем контактам человека с красным кодом диагноза. На практике же механизм работает отнюдь не безупречно. Как рассказывает корреспондент FT в Пекине Дон Вайнланд, после поездки между регионами его код оставался желтым даже после недельного карантина, но зато ему удавалось обманывать систему скриншотом с зеленым кодом.

Как указывает Институт Лоуви, китайские власти не раскрывают принцип работы алгоритма. Однако, как минимум предположить, каким образом система отслеживает контакты заболевших, все же можно. О двух методах смарт-профилактики рассказывает обозреватель WSJ Джоанна Стерн.

«Телефон с Bluetooth-приложением постоянно транслирует на небольшое расстояние свой уникальный код. Когда два смартфона находятся рядом в течение нескольких минут, они сохраняют коды друг друга. Если у человека находят коронавирус, все люди, чьи коды запомнил телефон заболевшего, получают уведомление о контакте. Другие приложения сохраняют данные о местоположении человека — тогда система знает не с кем вы были, а где. Если вы столкнулись с человеком на улице или стояли рядом с ним в магазине, Bluetooth это не заметит. Зато геолокация позволит определить, что вы находились рядом с заболевшим. Если в одном и том же месте будет выявлено несколько случаев, власти смогут принять меры. С другой стороны, если вы вместе с десятками людей ехали в одном вагоне, Bluetooth сработает, а геолокация будет бессильна, если у вас не было связи».

В любом случае, российская система QR-профилактики принципиально отличается от китайской — в Москве коды присваиваются не людям, а заведениям. В этом российская столица похожа на Великобританию, где регистрация посетителей по QR-коду обязательна с сентября. Как пишет шотландский The National, бизнес доволен решением и называет его «безболезненным и эффективным». Принципы работы системы описаны в видео британского Минздрава.

«Пользователи приложения смогут сканировать QR-код в соответствующих заведениях. Тогда, если у человека находят коронавирус, другие посетители смогут узнать о необходимости тестирования. Название заведения в уведомлении указано не будет. Чтобы создать плакат с QR-кодом для вашего заведения, зайдите на сайт правительства — это быстро и легко. Постеры должны быть размещены на видном месте у входа в помещение. Мера касается компаний в сферах общепита, гостеприимства, досуга и оказания персональных услуг, а также органов власти».

Московский механизм QR-регистрации неоднократно подвергался критике как неэффективный. К нему возникают вопросы: а что, если человек находился в другом углу зала; а что, если ушел еще до того, как пришел заболевший; а почему коды введены только в ночных заведениях — и так далее. С другой стороны, меру можно назвать безболезненной — процедура регистрации довольно простая, а людей не отправляют на карантин, а просто уведомляют о контакте.

Вся процедура регистрации по QR-коду занимает буквально минуты полторы, говорит журналист Business FM Александра Сидорова, которая недавно опробовала систему на себе.

Александра Сидороважурналист Business FM«Сами сотрудники, конечно, с легкой иронией относились к этой системе QR-кодов. По их рассказам, у них еще не было такого, чтобы пришло уведомление о том, что в их место приходил кто-то зараженный ковидом. Так же было во втором заведении, в которое я пришла, — все очень быстро, и мне за вот эти две недели, когда я была в обеих локациях, где нужно было зарегистрироваться, никаких ответных эсэмэсок от Департамента информационных технологий Москвы не приходило. То есть я была в тех местах, где, видимо, заболевших впоследствии не обнаружили».

По словам главы столичного Департамента торговли и услуг Алексея Немерюка, рестораторы уже «активно подключаются к системе». 12 ноября стало известно, что московская сеть KFC вводит QR-регистрацию вслед за McDonald's. По данным московских властей, чек-ин посетителей уже проводят более 4000 организаций, в том числе некоторые рестораны и гостиницы. За первые 10 дней работы системы оповещения о контакте с заболевшими получили более 1700 человек.