Иран решил ускорить принятие законопроекта, который допускает повышение уровня обогащения урана до 20%. За него уже проголосовал парламент страны. Итоговое голосование может пройти 2 декабря, сообщает агентство Tasnim.

Решение об ускоренном рассмотрении документа приняли после убийства на этой неделе ученого Мохсена Фахризаде, которого называют «отцом иранской атомной бомбы». В Тегеране назвали произошедшее терактом. В нападении обвинили Израиль.

В случае принятия закон обяжет правительство производить в год не менее 120 килограммов урана, обогащенного до 20%. При этом международное соглашение СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий) позволяет Ирану обогащать уран всего до 3,67%. Низкообогащенный уран применяют в качестве топлива для ядерных реакторов, а вот двадцатипроцентный — при создании ядерного оружия.

Также Иран хочет ограничить деятельность Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) на территории страны. И это основная проблема, говорит директор информационных проектов ПИР-центра Андрей Баклинский.

Андрей Баклинский директор информационных проектов ПИР-центра «Вот это мне кажется большой проблемой, потому что дополнительный протокол, который Иран в рамках СВПД временно применяет, позволяет инспекторам агентства получать доступ к любым вещам, которые им интересны на территории Ирана в ядерной сфере, иметь дополнительный допуск на объекты. И в общем, это то, что позволяет МАГАТЭ следить за иранской ядерной программой. Если не будет известно, чем именно Иран занимается, это очень сильно облегчит жизнь людям, которые хотели бы провести какую-то военную операцию, и они смогут сказать: «Мировое сообщество, смотрите, Иран выгнал инспекторов со своих ядерных объектов. Почему он это делает? Он это делает, чтобы делать ядерное оружие, поэтому нам нужно успеть [начать операцию]». Этому давлению будет сложнее противостоять, и на том же Западе найдутся, наверное, многие люди, которые скажут: «Да, наверное, действительно, если выгнал инспекторов, может быть, делает ядерное оружие, мы не можем этого допустить». Так что, по-моему, в интересах самого Ирана было бы продолжать демонстрировать доступ. Но ситуация сложная, и иранцев можно понять в эмоциональном плане, но в стратегическом плане, конечно, хотелось бы верить, что они этого не сделают. Но все-таки, им не хотелось бы своими действиями дать повод либо для Израиля, либо для США предпринять какие-то военные действия, и хотелось бы все-таки дотянуть до начала президентства Байдена, когда, возможно, демократическая администрация вернется к выполнению СВПД. В любом случае пока, судя по всему, есть желание у Ирана хотя бы попытаться вернуться к СВПД».

В ядерную сделку СВПД, которая ограничивала Иран в производстве урана, входят Россия, КНР, Великобритания, Франция и Германия. До недавнего времени, туда также входили и США. Но два года назад Трамп объявил о выходе из соглашения и анонсировал дополнительные санкции в отношении Ирана. После этого Иран перестал выполнять пункты сделки. В планах же Байдена — восстановить отношения с Тегераном, сообщала газета The New York Times.