У тех россиян, кто имеет опыт сознательной жизни в СССР и кому этот опыт нравился, может случиться острый приступ ностальгии. Российское правительство вдруг стало немного советским: оно почти вручную пытается регулировать цены на социально значимые продукты питания.

Цель благородная: спору нет, всем без исключения россиянам должны быть доступны сахар, подсолнечное масло и мука, а также изделия из нее, прежде всего хлеб. Но методы и сама постановка задачи вызывают некоторые сомнения. Особенно у тех, кто, как я, например, в советские времена получал сахар, муку и масло (правда, не подсолнечное, а животное) по карточкам в строго нормированном количестве при стоящих по стойке смирно ценах. Цены советское государство регулировало жестко. Только товаров, на которые оно регулировало эти цены, упорно не было в магазинах. Либо по карточкам изредка по чуть-чуть, либо втридорога на базарах.

Нынешние методы регулирования цен — смесь советских и рыночных. Минсельхоз, Минпромторг и Федеральная антимонопольная служба заключат специальные соглашения с крупнейшими производителями сахара и подсолнечного масла и крупными торговыми сетями. Суть соглашений — заморозить цены на эти товары до конца первого квартала 2021 года. Ровно по такой же логике в России несколько раз за последние 10-15 лет замораживали на какое-то время цены на бензин. После чего они благополучно продолжали расти независимо от цены нефти на мировом рынке.

Заморозка цен — советская мера. С другой стороны, правительство ограничит с помощью специальной тарифной квоты экспорт пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы. Это как раз вполне рыночная мера. Цены на хлеб в России растут именно потому, что экспортировать муку производителям выгоднее, чем поставлять на внутренний рынок. В результате дома возникает дефицит.

Кроме того, в правительстве появится межведомственная рабочая группа во главе с первым вице-премьером Андреем Белоусовым, которая будет следить за ценами на сахар, масло и муку. Когда за ценами следят чиновники, а не спрос и предложение — это тоже вполне советская ситуация. Но главная проблема состоит в оценке причин, по которым значительной части людей оказались не по карману такие элементарные, критически важные для жизни продукты питания, как сахар, растительное масло или хлебобулочные изделия.

Беда не в том, что у нас якобы слишком высокие цены на эти товары. Беда в том, что у нас слишком низкие зарплаты. Уже давно очевидно, что прожиточный минимум, который устанавливается федеральными властями для страны в целом и региональными властями для своих регионов, не имеет ничего общего с реальной жизнью. Прожить на эти деньги невозможно. Но, даже по официальным данным Росстата, доходы ниже прожиточного минимума в стране имеют почти 20 млн россиян. Это больше 13% населения страны.

Меры правительства по замораживанию цен на продукты — это, конечно, хорошо и прекрасно. Но хотелось бы увидеть от правительства какие-то меры по размораживанию доходов.

Все последние годы нас убеждали, что, несмотря на перманентный экономический кризис, главное достижение российской экономики — рекордно низкая инфляция. И вот на тебе! Даже без второго локдауна на фоне укрепляющегося после резкого падения рубля выясняется, что надо экстренно тормозить взлетевшие к небесам цены на самые элементарные и ходовые продукты питания.

При экономике, в которой руководители «партии и правительства» лично контролируют цены на продукты питания, значительная часть нынешнего населения России уже жила. Ничем хорошим это не кончилось.

Задача государства не следить за тем, чтобы мы меньше тратили, а помочь сделать так, чтобы мы больше зарабатывали.