В калифорнийский суд США поступил иск против польской игровой студии CD Projekt RED, разработавшей и издавшей Cyberpunk 2077, в котором игроки столкнулись с множеством багов. Судиться с CDPR собираются инвесторы компании, чьи интересы будет представлять юридическая фирма Rosen Law Firm, сообщает Forbes. После выхода игры ценные бумаги разработчика, по данным Bloomberg, потеряли в цене 25%, а после удаления из PlayStation Store — еще 16%.

Cyberpunk 2077 стал самой ожидаемой игрой уходящего года. Произошло это по двум причинам. Во-первых, игру разрабатывала польская студия CD Projekt RED, та самая, что создала такой мировой хит, как «Ведьмак». Во-вторых, рекламщики делали все, чтобы постояно подогревать интерес публики к релизу. Анимированный Киану Ривз, русская озвучка персонажей голосами известных музыкантов, блогеров и медийщиков — Элджей, Гудков, Поперечный; неожиданные переносы даты релиза.

Игру о приключениях персонажа по имени Ви в мегаполисе Найт-сити анонсировали еще в далеком 2012 году. В 2018 и 2019 годах опубликовали первые трейлеры и пообещали релиз в январе 2020-го. В итоге игра вышла лишь в декабре — и сразу побила все антирейтинги.

Пользователей «выбрасывало» из игры с обнулением настроек, налицо и проблемы с картинкой: анимированный персонаж Киану Ривза курит в ухо, а на ногах вместо обуви — ежики. Играть невозможно, говорит один из первых пользователей Сергей.

«Хуже всего было, когда игра вышла. У кого-то она вообще не запускалась. Я, например, не мог выйти из первой локации, у меня вылетала игра на рабочий стол, играть было невозможно. Несмотря на то что вышли патчи, в игру стало можно играть, но она у меня повторяется буквально каждые 30 минут. Там еще очень много всякой мелочи, которая иногда забавная, иногда бесит. Например, иногда пропадает прическа и другие элементы тела, иногда ты вытягиваешься в длину. Самое главное, что, когда мы общаемся с друзьями, оказывается, что разные проблемы могут быть на двух даже идентичных компьютерах, стоящих в соседних комнатах. Киану Ривз прекрасен, особенно в русской озвучке, с русскими матами, это просто потрясающе».

Стоила же такая игрушка около 5 тысяч рублей. Истцы утверждают, что руководители CDPR их обманули, намеренно скрыв тот факт, что проект является «практически неиграбельным» на старых консолях Xbox и PlayStation и что в нем неприлично много багов.

В иске отдельно указано, что после заявления разработчиков о готовности игры в январе этого года ее релиз еще несколько раз переносился. А после очередного такого переноса президент CD Projekt RED Адам Кичински выступил с заявлением, что «никаких проблем» нет, просто проводится «небольшая оптимизация». Инвесторы приобретали активы студии-разработчика, включая акции, в течение всего года. Сама студия иск пока не комментировала.

Тем не менее, по данным разработчика, к 20 декабря Cyberpunk 2077 разошелся тиражом 13 млн копий (это уже с учетом возвратов). Впрочем, даже несмотря на все проблемы, аналитики прогнозируют рост продаж игры к концу следующего года до 30,5 млн копий. На этом можно заработать, говорит профессиональный инвестор Иван Алехин.

Иван Алехин инвестор «Мы с вами живем в эпоху треш-контента. Если ты хочешь быть успешным, вокруг тебя должны быть всегда скандалы, интриги и расследования. Поэтому я ни капли не сомневаюсь в том, что данный разработчик обречен на успех. Тут, наоборот, создается ажиотаж, на самом деле это стимулирует к продажам тех же самых приставок нового поколения. Здесь всегда все взаимосвязано. Если акции падают, то это означает, что кто-то эти акции сейчас будет по дешевке покупать, а потом будет перепродавать. Все равно на этом кто-то заработает».

Каковы перспективы иска инвесторов? В Европе подобных случаев очень много. Но процент выигрыша у таких дел небольшой — как правило, доказать, что компания действительно вводила инвесторов в заблуждение, очень сложно. А в случае с Cyberpunk 2077 вопросов больше, чем ответов: игра прошла сертификацию Microsoft, то есть Xbox, и PlayStation Store.

Как интернет-магазины пропустили игру с таким количеством багов, сказать сложно. Впрочем, чтобы цена акций вернулась на прежний уровень, будет достаточно доработать консольные версии, говорит аналитик «БКС Мир инвестиций» Денис Буйволов.

Денис Буйволов аналитик «БКС Мир инвестиций» «Наверное, сейчас это самая рискованная компания для инвестиций в сфере игровой индустрии. При этом вознаграждение, если все это закончится хорошо, будет достаточно интересным для инвесторов. Важно отметить дальнейшие перспективы. Если смотреть по похожим играм — GTA 5, Red Dead Redemption от компании Take-Two Interactive — они по своему геймплею по принципу очень схожи. Несмотря на то что GTA 5 вышла в 2013 году, она до сих пор приносит неплохие деньги компании за счет онлайн-версии. Если Cyberpunk 2077 сделать какое-то развитие онлайн-версии данной игры, то это уже потенциальная монетизация и более стабильный денежный поток».

Инвесторы — не единственные, у кого накопились вопросы к CD Projekt RED. За несколько часов до снятия игры с продажи состоялось совещание с сотрудниками самой студии. Среди самых популярных вопросов работников к боссам — установка нереалистичных дедлайнов, которые в итоге были сорваны, и переработки, которые в итоге оказались напрасными. В ответ руководители компании сказали, что у них есть планы по улучшению рабочего процесса и что всю ответственность возьмут на себя. Правда, что конкретно имеется в виду, они не пояснили.