Обновлено в 12:25

Владимир Путин рекомендовал Государственной думе пересмотреть правила и законодательно закрепить критерии маркировки произведений литературы и искусства. Такое поручение по итогам заседания Совета по культуре и искусству опубликовано на сайте Кремля.

Сейчас по закону возрастная маркировка требуется для всей информационной продукции, включая книги, кино- и театральные постановки. Однако издатели часто помечают классическую литературу как «18+», чтобы перестраховаться, поэтому за продажу школьникам «Тихого Дона» или «Ромео и Джульетты» с маркировками 18+ и 16+ соответственно можно получить штраф.

Законопроект о снятии возрастной маркировки с классических произведений и советских фильмов был внесен в Госдуму еще в 2019 году. В октябре прошлого года глава комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская пожаловалась президенту на то, что книги из школьной программы до сих пор имеют «абсурдную» возрастную маркировку.

«На телевидении, в интернете возрастная маркировка вообще давно превратилась в профанацию. Вот, пожалуйста, «Приключения Буратино» — 16+, «Аленький цветочек» — 16+, «Крокодил Гена» — 16+, «Малыш и Карлсон» — 16+. Меня удивляет, почему не 18+. Мужчина без определенного рода занятий подозрительно дружит с маленьким мальчиком, мне кажется, надо идти на полный запрет. «Ромео и Джульетта» — 16+. Героев два года как не было в живых, а нашим детям нельзя о них даже читать. И вы обратите внимание, это не рекомендации, как было в нашем с вами детстве, это императивы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность».

Business FM спросила у кинорежиссера Павла Лунгина, как бы его мать — Лилианна Лунгина, знаменитая переводчица книг Астрид Линдгрен — отнеслась, например, к маркировке «Малыша и Карлсона» 16+ и с какого возраста она предлагала сыну читать эти книжки.

Павел Лунгин кинорежиссер «Я думаю, что 0+. В принципе любую сказку можно запрещать, в каждой сказке есть некое нарушение нормы. И если сидит человек, который пытается все отформатировать по какой-то общей идее нормативности, тогда любое художественное произведение становится опасным. Например, «Робинзон Крузо» опасен, потому что он с индейцем живет на острове, индеец у него работает, а он, белый человек, не работает, и так далее. У нас сейчас воцарился подозрительный запретительный взгляд на жизнь, который неизвестно откуда взявшиеся люди пытаются реализовать везде. Думать о том, что нельзя в 12 лет, а можно в 14, — я бы не взялся никогда за это дело. И вообще, все образование всегда шло по принципу чтения «запрещенных» книг. Залезть в какой-то запретный шкаф и там что-нибудь увидеть — мне кажется, это вообще главное человеческое достоинство. И запрещать это, по-моему, невозможно».

По словам издателей, проблемы начались, когда Роспотребнадзор стал активно рассматривать жалобы читателей на нарушения закона о защите детей от вредоносной информации. На время выяснения обстоятельств издательство могут закрыть на три месяца, поэтому завышенная маркировка стала страховкой, говорит директор издательства «Росмэн» Борис Кузнецов.

— Издательство ставит на книгу возрастную маркировку так, как считает нужным. Там есть довольно казуистические разъяснения к этому закону о том, что, например, можно не ограничивать изображение сцены насилия при безусловной победе добра над злом. Чеканные формулировки, как это все интерпретируется — непонятно. И даже в рамках одного издательства зависит от того, какой редактор готовит, сдает книгу в производство, какую возрастную маркировку он там может поставить. Сейчас люди все больше и больше боятся и стараются завышать возрастные маркировки. Ямпольская предложила очень правильную вещь — оставить обязательную маркировку только 18+ и четко описать критерии, что подходит под 18+: ненормативная лексика, откровенные изображения полового акта и так далее. А все остальное оставить на добровольной основе.

— Вы помните, во сколько лет вы прочитали «Карлсона»?

— Наверное, мне было лет пять-шесть, отец мне его читал. Хотя, с другой стороны, я бы, например, не хотел, чтобы мой сын лет в 12 начал читать Сорокина, потому что там много, скажем так, такого эпатажа, который не нужен ребенку в 12 лет.

Еще одно поручение Владимира Путина министерствам просвещения и культуры — рассмотреть вопрос об изучении наследия отечественного кинематографа в рамках реализации основных общеобразовательных программ. В октябре прошлого года на заседании Совета по культуре режиссер Карен Шахназаров предложил внести в обязательную школьную программу со второго класса кинопоказы отечественных фильмов, в их числе — «Баллада о солдате» и «Обыкновенный фашизм». Тогда Путин назвал эту идею хорошей.