Первый русский фантаст, алхимик, современник Пушкина. В «Гоголь-центре» премьера спектакля про Одоевского
«Человек без имени» — это последняя премьера, над которой Кирилл Серебренников работал в качестве художественного руководителя «Гоголь-центра». Почему для спектакля пришлось изобрести новый музыкальный инструмент и при чем тут кулинария?
Читать на полной версииВ 2019-м Кирилл Серебренников попал на выставку в Музее Москвы, посвященную в том числе Владимиру Одоевскому. Режиссер понял, что это незаслуженно забытый человек, которого помнят преимущественного по его сказке «Городок в табакерке». Еще одно его произведение — «Город без имени». С этим заголовком как раз играют в названии спектакля.
Серебренников встретил в фойе театра Никиту Кукушкина и предложил ему сделать моноспектакль. Изначально хотели ставить на малой сцене, потом переехали на большую. В качестве композитора подключился Петр Айду, художник — Александр Барменков. В процессе решили назвать спектакль коллективным сочинением, рассказывает Кирилл Серебренников:
Кукушкин заходит в зал в современной одежде, находит книгу полузабытого писателя и будто бы опрокидывается в загадочный мир Одоевского. Он не только много писал, но и увлекался музыкой, в том числе изобретал музыкальные инструменты, алхимией, кулинарией (Одоевский — автор книги необычных рецептов). Кукушкин в этой полуторачасовой постановке — словно кукла из музыкальной шкатулки, которая постоянно перевоплощается: то он Одоевский, то Бетховен, то император, то офицер, то ребенок.
Музыкальная шкатулка — это не образно: большую часть сцены занимает гибридный инструмент, состоящий из десяти пересобранных механических фортепиано. Под такой аккомпанемент Кукушкин пытается готовить, рассуждает о политике и обществе, играет голосом, танцует, ударяется в акробатику и ищет ответы на волнующие Одоевского вопросы.
Кому-то из первых зрителей эти поиски показались сумбурными, кто-то вышел под большим впечатлением. Никита Кукушкин считает, что этот спектакль учит задавать вопросы — в первую очередь самому себе:
Никита Кукушкин актер «Если говорить про концепцию: человек умирает, и девять дней, пока его душа бродит по земле, он встречается с разными важными для себя персонажами из своей жизни, которых он когда-то видел, о которых он писал, о которых он читал. Человек без имени — это на самом деле каждый из нас. Все что угодно: ваша профессия, ваши имена — все это наносное. Ваши имена вам дали родители, но это вообще не имеет отношения к вам. Вашу профессию вы получили по ходу жизни, но это вообще не имеет отношения к вам. Есть что-то внутри — ваше «я», которое не имеет никаких свойств. И это «я» может в следующей жизни оказаться броненосцем, а может — мужчиной, а может женщиной, а может баобабом, к примеру, стать».
Премьерные показы «Человека без имени» — в эти выходные. На сайте театра билеты разобраны. Перед спектаклем можно посмотреть выставку в рамках фестиваля «Одоевский Fest». Чтобы познакомиться с экспозицией, ищите черные ящики в фойе «Гоголь-центра».