Турция вышла из Стамбульской конвенции Совета Европы о предупреждении и борьбе с насилием в отношении женщин. Соответствующий указ президента страны Реджепа Эрдогана опубликован в официальной правительственной газете Resmî Gazete. В то же время вице-президент Фуат Октай заверил, что Анкара продолжит борьбу по защите прав женщин.

Турция была участником Стамбульской конвенции почти десять лет. Это первое европейское соглашение о борьбе с домашним насилием. Конвенцию подписали более 40 стран, но лишь 18 государств ратифицировали — Турция была среди них.

Выход Турции из соглашения обсуждался последние два года. Основная претензия противников соглашения — религиозных деятелей — в том, что документ защищает права ЛГБТ и этим угрожает традиционной семье.

Комментирует главный редактор «Московского комсомольца в Турции», автор телеграм-канала «Повестка дня Турции» Яшар Ниязбаев.

Яшар Ниязбаев главный редактор «Московского комсомольца в Турции», автор телеграм-канала «Повестка дня Турции» «Сначала казалось, что от конвенции не откажутся, потому что жена президента Турции и его дочь являются членами крупной женской организации, которая также выступает за права женщин, против насилия в семье. И эта организация, она называется КАДЕМ, как раз была одной из серьезных организаций, которая поддерживает конвенцию, и даже представители партии Эрдогана, и это были религиозные женщины, которые выступали за то, чтобы не трогать конвенцию. Эрдоган высказался, он сказал, что нам нужно создавать свои подобные законы вместо того, чтобы переводить чужие. Я не думаю, что прямо серьезные последствия будут, потому что у Турции есть проблема с насилием в отношении женщин, как и везде в мире, и с этим серьезно борются турецкие правозащитники, вообще граждане в целом, они всегда обращают внимание на это, они много пишут об этом, открыто говорят об этом. Я могу даже сравнить, что в России в разы меньше говорят об этом».

В Турции действительно широко освещается проблема домашнего насилия, соглашается местная жительница Надежда. В стране развито феминистическое движение и женское комьюнити, которые активно отстаивают свои права. Но выход из конвенции может ухудшить их положение, считает Надежда.

«Здесь 8 Марта отмечается не как у нас в России, как Международный женский день, цветочки, «какие вы все красивые». На 8 Марта каждый год на улице Истикляль проходит марш феминисток в огромном количестве при любой погоде. В первую очередь они выходят на эти марши, именно памятуя как раз об этой Стамбульской конвенции о защите женщин. Потому что каждый день в новостях и в интернете мелькают сообщения о том, как очередная жертва домашнего насилия умерла или была избита. Выход из этой конвенции — большой удар по женщинам. Очень много мужчин считают себя до сих пор вправе воспитывать женщин своих, поэтому это, безусловно, развяжет им руки. По-моему, в прошлом году девочки-турчанки устраивали флешмобы с черно-белыми фотографиями, выкладывали, что мы не боимся, что мы женщины, мы сами вправе решать, что нам носить, как себя вести, и против домашнего насилия, вообще насилия со стороны мужчины».

Тот факт, что Анкара вышла из конвенции, не ухудшит положение женщин, поскольку их права в достаточной мере охраняются государством, считает жительница Мармариса Елена.

«Основная проблема в том, что женщины, особенное турецкие, молчат и сами не обращаются за помощью, потому что в принципе здесь есть службы, которые работают прекрасно, в которые можно обратиться, просто позвонить или даже обратиться, если случилось что-то в доме, что нужно бежать из дома, то есть вы на улице не окажетесь. В каждом городе — в большом, в маленьком — есть службы, которые могут женщину и приютить, и помочь, и все остальное. Конечно, как во всех мусульманских странах, положение женщин немножко ниже, чем мужчин, до сих пор. Конечно же, стране придется с этим бороться очень долго и очень упорно, потому что поменять именно сам менталитет, виденье женщин глазами мужчин будет очень сложно. То, что это все начали намного больше освещать и что мужчины немножко больше стали побаиваться этого освещения, это действительно так. Поэтому я считаю, что если Турция вышла из этой конвенции, то ничего в худшую сторону уже не поменяется, потому что в принципе в стране уже идут изменения в лучшую сторону».

Стамбульская конвенция квалифицирует как уголовное преступление психологическое, физическое и сексуальное насилие, принудительные аборт, брак и стерилизацию, а также сексуальные домогательства. В ней сформулированы минимальные стандарты предотвращения насилия, обеспечения защиты и уголовного преследования.

Страны, ратифицировавшие это соглашение, обязаны создавать горячие линии, убежища, оказывать медицинскую, психологическую и правовую помощь пострадавшим.
Россия не ратифицировала Стамбульскую конвенцию. По мнению ряда экспертов, принятие документа, в котором гендерная роль рассматривается в качестве социальной, может подорвать традиционные семейные ценности, пишет ТАСС.