«Я работаю в этой сфере 40 лет и никогда такого не видел», — публикует CNN комментарий владельца дилерского центра Manhattan Motors, который торгует Bentley, Bugatti, Lamborghini и другими элитными марками в Нью-Йорке. По данным телеканала, пока середина и низы авторынка пытались выжить на фоне закрытия фабрик и резкого падения доходов населения во время пандемии, верхушка автомобильной пирамиды процветала.

В материале приводится статистика по продажам дорогих авто в США — и они, судя по цифрам, расходятся как горячие пирожки. Машины дороже 100 тысяч долларов (это 7,5 млн рублей) в 2020 году покупали на 63% охотнее, чем годом ранее. Продажи более бюджетных, если можно так выразиться, автомобилей от 80 тысяч долларов (это 6 млн рублей), выросли в стране почти вдвое.

И в России ситуация мало чем отличается, рассказывает директор «Авилон Rolls-Royce» Александр Залогин

Александр Залогин директор «Авилон Rolls-Royce» «В допандемийный период планировался рост продаж. Пандемия этот рост немного затормозила, но наши продажи снизились незначительно. После первой волны произошел резкий рост. К осени рост продаж превысил все прогнозы. Rolls-Royce, наверное, в два раза превзошел ожидания, Bentley — приблизительно в полтора раза. С 2012 года мы ведем свою деятельность по люкс-сегменту. 2020 год стал рекордным по продажам. Я знаю, что не только в Rolls-Royce, который я представляю, но и у моих коллег продажи тоже были хорошие. Заводы перегружены. Я впервые вижу, что на европейскую пасху заводы работают — такого никогда не было. Это уникальная ситуация. Они пытаются адаптироваться к повышенному спросу, но до идеала ситуация пока не доведена. Мы испытываем существенный дефицит в автомобилях. Нормальным сроком ожидания является шесть-восемь месяцев, на популярные модели — 10-12».

Причин повышенного спроса на люксовые авто CNN называет несколько. Во-первых, это взрывной рост фондового рынка — Dow Jones и ряд других фондовых индексов компенсировали коронавирусные потери и, не став дожидаться окончания пандемии, обновили рекорды. Во-вторых, это закрытие границ — те, кто ранее тратили круглые суммы на путешествия, теперь решили порадовать себя автомобилем. Как пишет телеканал в заголовке, «продажи Bentley и Lamborghini взлетели, потому что богатым скучно». Комментирует генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков.

Дмитрий Чумаков генеральный директор Vector Market Research «В прошлом году, поскольку уровень неопределенности был очень высокий, была возможность купить люксовые автомобили на достаточно привлекательных условиях. Состоятельная аудитория на самом деле достаточно много работает для того, чтобы быть состоятельной аудиторией. Приходится много рисковать, много принимать непростых решений. Люди поняли, насколько все нестабильно, и, может быть, не стоит откладывать на завтра то, что можно приобрести сегодня, в том числе в плане обладания люксовым автомобилем. Покупка люксового автомобиля — это то, что доставляет удовольствие многим людям. Коллекционирование автомобилей (а когда мы говорим про люксовые автомобили, это, как правило, далеко не один и не три автомобиля в семье) является хобби, поэтому люди таким образом реализовались в период турбуленции».

Согласно отчету Ассоциации европейского бизнеса, в целом автомобильный рынок России за карантинный год сократился на 9%. Россияне приобрели чуть менее 1,6 млн машин, на 161 тысячу меньше, чем годом ранее. Если не считать китайских брендов, которые начали агрессивно заходить на рынок несколькими годами ранее, рост заметен как раз по сегменту премиум и выше — например, продажи Cadillac выросли почти в полтора раза.