Все российские приложения, обязательные с 1 апреля к предустановке на гаджеты, могут передавать данные пользователей за рубеж, выяснили эксперты АНО «Информационная культура», с отчетом которого ознакомился «Коммерсантъ». Получаемые обезличенные данные зарубежные IT-корпорации используют в основном для таргетирования рекламы.

Из документа следует, что все обязательные приложения содержат аналитические трекеры, собирающие сведения о пользователях и передающие их зарубежным компаниям. В числе тех, кто может получать данные, Google, Yahoo, Microsoft, Huawei, Facebook.

Эксперты проанализировали код 16 классов программ для Android и iOS (среди них — приложения Mail.ru Group, «Яндекса», «Лаборатории Касперского», компании «Новые облачные технологии» (НОТ, бренд «МойОфис»), «Госуслуги» и платежная система «Мир»). Выяснилось, что встроенные механизмы слежки отсутствуют только в приложении платежной системы «Мир». Остальные сервисы, в том числе «Госуслуги», имеют аналитические механизмы Google AdMob, Facebook Ads и других компаний.

Закон об обязательной предустановке российского ПО призван поддержать отечественных разработчиков. Однако одним из следствий его применения может стать улучшение таргетирования рекламы зарубежными корпорациями.