Правительство хочет избавить граждан от хождения по инстанциям со сбором бумаг. «Больше никаких справок, бумажных документов или личных посещений госучреждений» — таким видит премьер-министр Михаил Мишустин идеальный государственный сервис. Он рассказал об этом в ходе трехдневного марафона «Новое знание», организованного властями как просветительский проект.

Глава правительства напомнил, что такие сервисы в России уже есть. Например, онлайн-услуга поступления в вуз — в прошлом году таким образом было подано более 70 тысяч заявлений. Более того, изменение статуса гражданина — рождение, окончание школы, вступление в брак и так далее — тоже должно происходить в проактивном режиме.

Насколько реально воплотить такие задумки в жизнь? Учитывая, что Мишустин в короткие сроки смог оцифровать налоговую службу страны, — вполне. Эксперты даже говорят, что это дело одного года. Раз заявление прозвучало, значит, работа уже ведется. Россия может быть в числе первых стран по цифровизации сервисов, но у этого есть и плюсы, и минусы, считает генеральный директор компании «Новые технологии», создатель видеотерминала BigPad Иван Алехин:

Иван Алехин генеральный директор компании «Новые технологии», создатель видеотерминала BigPad «Когда я открывал счет моей компании в США, я был сильно удивлен, когда мне принесли чековую книжку. Для меня это была какая-то дикость — в России давным-давно приложения у банков и сервис онлайн, а в Америке еще действуют чековые книжки. С другой стороны, мы прекрасно понимаем, что это не только благое намерение — взять и всех оцифровать. Прежде всего это желание собрать всю информацию в одних руках. Например, сейчас банки знают и так огромное количество информации о каждом человеке, о наличии денег и куда деньги эти тратятся. И все-таки банки не всем готовы эту информацию предоставлять. Но понятно, что у правительства есть желание знать о людях все и вся».

Иван Алехин даже считает, что после того как все данные о людях соберут в одном месте, при желании человека можно будет как бы выключить — сделать так, будто его и не существовало. Был такой американский фильм, когда доктор попал в аварию и, очнувшись после комы, обнаружил, что его личность присвоена другим, а сам он никто — даже жена его не признала. Но оставим конспирологию кинематографу и вернемся к бюрократии, которую может победить искусственный интеллект. По крайней мере, так считает глава Сбербанка Герман Греф. Он, как и премьер Мишустин, выступил на марафоне «Новое знание». В качестве примера Греф привел работу учителя:

«Мы считаем, что учитель должен тратить не более 5-7% своего времени на различные бумажки, все остальное время мы хотим высвободить, с тем чтобы передать учителя ученикам. Мы хотим дать инструмент этому учителю. Учитель будет получать значительно больше понимания об уровне знаний ребенка, о форме, в которых он лучше всего воспринимает эти знания, под каждого из детей можно подготовить свой тип контента».

Основная учительская волокита — это сбор данных о ребенке, планирование учебного процесса, план урока — все это тоже нужно вносить в электронную базу, говорит учительница начальных классов московской школы Тамара. Ей кажется странным мнение, что нейросети помогут учителю лучше узнать ученика:

«Подразумевается, что мы вообще не видим ученика. То есть мы должны какому-то эфемерному существу непонятному по нажатию клавиши родителя или того же ученика определить с помощью компьютерной программы, что ему надо, не учитывая человеческий фактор, подобрать контент. Усовершенствование того же дневника приводит к тому, что учителя много времени проводят в нем и меньше времени уделяют ребенку. Получается, что мы просто бумажную волокиту заменяем цифровой».

В этом году кабмин запустит на портале «Госуслуги» шесть новых «суперсервисов». Это комплексы оцифрованных госуслуг, сгруппированных по жизненным ситуациям, таких как рождение ребенка, оформление ДТП по европротоколу, оформление в вуз, получение и оформление льгот, пенсий и так далее. Всего на портале заработают 25 таких сервисов, их запустят в рамках нацпроекта «Цифровая экономика».