Петербургский врач Валерий Айрапетян попал под горячую руку самокатчиков. В ночь на пятницу, 14 мая, мужчина шел по Невскому проспекту. По тротуару на электросамокатах рассекала компания молодых людей. Как пишет петербургское онлайн-издание «Фонтанка.ру», у Елисеевского гастронома «Валерия задели, он сделал замечание, и завязалась драка». Уже в НИИ скорой помощи имени Джанелидзе 41-летнему мужчине диагностировали переломы нескольких ребер.

Против двух человек было возбуждено уголовное дело по статье «хулиганство». Одному подозреваемому — 20 лет, другому — 21 год. Их арестовал суд.

Сейчас же стало известно о втором уголовном деле, но уже против самой прокатной компании. Следственный комитет название сервиса не указывает. Конкретных фигурантов нет, но есть «неустановленные лица из числа руководства», которые «из корыстных побуждений, пренебрегая безопасностью иных участников движения, предоставили электросамокаты в краткосрочную аренду». В чем конкретная вина, тоже не уточняется.

Крупный игрок на рынке прокатных самокатов, компания Whoosh, которая работает в нескольких городах России, в том числе в Москве и Петербурге, признается, что в этом инциденте были замечены ее самокаты. Но уведомления о возбуждении уголовного дела представители сервиса не получали и о сути обвинения ничего не знают. Об этом сообщила пресс-секретарь сервиса Юля Камойлик.

Юля Камойлик пресс-секретарь Whoosh «[Это] ситуация, в которой описана драка на Невском проспекте, где люди до того, как подрались, арендовали самокаты. Эти люди действительно [были] на наших самокатах, ребята двигались неосторожно, часто меняли траекторию. В какой-то момент задели мужчину, тот сделал им замечание, и завязалась драка. Били они его страшно. По их поездке мы видим, что зоны ограничения скорости работали. Мы помогали Следственному комитету их отследить, передавали [данные] поездки, данные аккаунтов, но это уголовное дело без фигуранта — имеет место быть. Мы ничего не знаем, кроме того, что есть в пресс-релизе на сайте Следственного комитета».

Юля Камойлик говорит, что Whoosh по договоренности с властями Москвы и Петербурга ограничивает скорость своих самокатов до 25 километров в час. В некоторых локациях, например, на том же Невском в Петербурге или в парке Горького и «Сокольниках» в Москве, — до 15 километров в час.

Винить прокатные или, как они называются, кикшеринговые компании в том, что на их самокатах люди наезжают на пешеходов или попадают в ДТП, странно. Уголовное дело было возбуждено необоснованно, считает организатор движения городских самокатов Let's kick Александр Нилов.

Александр Нилов организатор движения городских самокатов Let's kick «Пример очень простой: шеринговая компания предоставляет в пользование некий транспорт. Мы здесь можем говорить не только про элекросамокат, а про тот же каршеринг. Если водитель каршеринга попадает в ДТП, не имеет никакого значения, каким автомобилем он управлял — шеринговым или личным. Все-таки здесь должна быть ответственность именно водителя».

Возникает также вопрос: а вообще пользователи самокатов — это кто? Пешеходы? Или участники дорожного движения, как велосипедисты или автомобилисты? Какие правила дорожного движения к ним относятся? Выясняется, что никакие, потому что статус самокатчика не определен законом. Вот что говорит юрист, директор компании «Автоправо 24» Игорь Озеров:

Игорь Озеров юрист, директор компании «Автоправо 24» «Их можно отнести с натяжкой к велосипедистам. Но ограничения скорости, как для автомобилистов, для этих категорий граждан нет. По большому счету он может двигаться с такой скоростью, с которой позволяет ему этот электросамокат. Развивает он скорость 80 километров в час, он и будет ехать с этой скоростью, несмотря на то, что находится в жилой зоне, где ограничение 20 километров в час. Это все на его усмотрение, на его совести. Для самокатов, как и для велосипедистов, закон не писан — нет его».

Еще два года назад Минтранс предложил ограничить скорость самокатов, скейтбордов, моноколес, гироскутеров до 20 километров в час. Сейчас эти поправки к Правилам дорожного движения проходят окончательное согласование в правительстве. При такой неспешности нормы могут оказаться устаревшими, потому что может появиться какой-нибудь другой транспорт, для которого тоже придется писать новые правила или ограничивать скорость.